Финское издание Iltalehti сообщило, что российский олигарх Геннадий Тимченко, которого называют одним из самых близких друзей российского президента, получил гражданство страны с нарушениями. Ранее в Финляндии были конфискованы два автомобиля Ferrari и две моторные лодки, принадлежащие другому олигарху — Борису Ротенбергу. В стране создана петиция о лишении олигархов гражданства.
Согласно сообщению национального вещателя Yle, в службе Министерства юстиции было зарегистрировано петиция с требованием измененить законодательство, чтобы лишить олигархов российского происхождения финского гражданства. Если через шесть месяцев с момента ее создания она соберет 50 тысяч подписей, то инициативу обязан рассмотреть парламент.
Авторы петиции инициировали вопрос о лишении финского гражданства россиян, имеющих гражданство другой страны и включенных в санкционные списки США, Великобритании или ЕС. Пока их трое — Геннадий Тимченко, Борис Ротенберг и его сын Роман Ротенберг. Инициаторы процедуры подчеркнули, что эти лица могут представлять угрозу репутации и экономике Финляндии. Они считают, что из-за счетов в финских банках Тимченко и Ротенберг отмыли средства, незаконно полученные в России.
Коррупция по-фински
Петиция появилась после серии публикаций в газете Iltalehti
Как говорится в одном из материалов издания, чиновник по имени Матти Саарелайнен, ранее занимавший должность главы Европейского центра передового опыта по противодействию гибридным угрозам, а также пост в Миграционном ведомства, помог Геннадию Тимченко получить финское гражданство в 1999 году. Газета утверждает, что это было сделано в обход Полиции безопасности Supo.
О пособничестве Саарелайнена в деле получения гражданства сообщил газете источник из полиции безопасности. Как пишет газета, в Supo «с самого начала» знали об этом. Согласно источнику, процесс рассмотрения заявки о гражданстве обставили так, что сотрудники Supo, которые «вели» Тимченко не успели вмешаться поскольку были в отпусках.
Имя Саарелайнена всплыло после того как личность Тимченко и процесс получения им гражданства Финляндии стали предметом очередного материала-расследования Iltalehti.
В нем утверждалось, что финские чиновники предоставили гражданство Геннадию Тимченко в 1999 году, несмотря на то, что он был тесно связан с КГБ. В публикации говорилось, тогдашний руководитель Управления по делам иностранцев утверждал, что процесс был «совершенно нормальным».
Однако, в другой публикации авторы издания утверждали, что за Тимченко перед Матти Саарелайненом ходатайствовал друг финского чиновника, бизнесмен Кай Паананен.
Бывшая сожительница Паананена заявила журналистам, что Паананен торопил генерального директора финской иммиграционной службы, чтобы тот срочно занялся вопросом гражданства. Тейя Меуронен, супруга Паананена в то время, рассказала «Илталехти», что она сидела за одним столом, когда Паананен и Саарелайнен обсуждали гражданство Тимченко.
Сам Саарелайнен говорил, что в предоставлении гражданства олигарху не было ничего двусмысленного. Например, в тогдашнем Законе о гражданстве не было требований к языку.
«В то время у властей было гораздо больше свободы действий. Я помню, он был в совершенно нормальном процессе. Он жил здесь определенное время, и я не думаю, что в этом было что-то странное», — говорил Саарелайнен.В статье отмечалось, что Иммиграционная служба Финляндии неоднократно отказывала в раскрытии решений о гражданстве Тимченко. Запрос газеты на доступ к документам также был изначально отклонен. После более подробной оценки Закона о публичном доступе к информации орган раскрыл окончательные документы, но не заявку и другие связанные документы.
Однако из решения, полученного Iltalehti, следует, что документы содержали, среди прочего, два рекомендательных письма. Одним из них было «письмо от работодателя Тимченко о важности получения им гражданства», а другим — «письмо поддержки от третьего лица, в котором Тимченко описывался как член сообщества». Иммиграционная служба Финляндии посчитала, что вся информация о письмах является конфиденциальной, поэтому не было предоставлено и информации об их авторах. Саарелайнен заявил, что не знает содержания писем, но различные письма поддержки для получения гражданства были «довольно распространены».
По мнению Меронен, письмо было написано Паананеном с помощью его кредитного юриста.
Чиновник, принявший решение о гражданстве, теперь утверждает, что документы пришли к нему, как обычно, готовыми к решению, и он не знает, кто и как принял решение о том, что мнение контрразведки не запрашивалось.