Политика

«У ирландца не хватило яиц…»: пилот Ryanair мог не садиться в Минске...

0 14297

Посадку в Mинске борта Ryanair и задержание экс-редактора канала NEXTА Романа Протасевича белорусская оппозиция уже поспешила назвать «актом международного воздушного пиратства». Однако эксперты утверждают, что белорусским спецслужбам удалось соблюсти все формальности для того, чтобы операция выглядела как минимум не нарушающей международное право.

23 мая в Минске совершил аварийную посадку самолёт компании Ryanair, который летел из Афин в Вильнюс. В воздушном пространстве Белоруссии пилоты подали сигнал бедствия. После чего самолет был направлен диспетчером в аэропорт Минска. Позднее поступила информация о том, что борт сопровождал истребитель ВВС Белоруссии, а среди пассажиров рейса находился известный оппозиционный журналист Роман Протасевич, которого власти страны объявили в розыск по обвинению в организации массовых беспорядков и терроризме.

Спецоперация как по учебнику

Аэропорт Минска

Аэропорт Минска

© Стрингер/ТАСС

Сейчас уже мало кто сомневается в том, что произошедшее было оперативной комбинацией белорусского КГБ. Историк спецслужб и писатель Иван Просветов охарактеризовал произошедшее как «очевидная спецоперация, шитая белыми нитками».

Еще до задержания Роман Протасевич заметил за собой слежку и подозрительные действия людей, в которых он заподозрил сотрудников спецслужб. Издание «Могилев Online» пишет, что еще в Афинах он заметил интерес к себе со стороны русскоязычного мужчины средних лет, который пытался снять на камеру документы Протасевича, а после развернулся и ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов.

Как отметил в разговоре с «Ридусом» бывший сотрудник российских спецслужб, — «безотносительно морально-этической части, с точки зрения оперативной, то, что провернули белорусские КГБшники — работа как по учебнику. Подобные приемы — со звонками „анонимов“ о заложенном СВУ часто используются органами — удобный повод чтобы на вполне законных основаниях проникнуть в помещение, когда нужно то-то „посмотреть“ или провести оперативно-техническое мероприятие».

Первые реакции

Йенс Столтенберг

Йенс Столтенберг

© AP/TASS

Ryanair сдержанно отреагировала на инцидент, ограничившись извинениями перед пассажирами. Однако уже сегодня ее руководитель прервал молчание и назвал инцидент «поддерживаемым государством угоном». Он также рассказал, что на борту севшего в Минске самолёта присутствовали сотрудники КГБ.

Международная организация гражданской авиации (ICAO) заявила о своей обеспокоенности возможным нарушением Чикагской конвенции.

Реакция общественности и политиков на Западе была гораздо сильнее. По крайней мере, на словах.

МИД Греции назвал действия Белоруссии актом государственного авиапиратства, генсек НАТО Столтенберг охарактеризовал инцидент «серьезным и опасным». Озабоченность выразили председатель Евросовета Шарль Мишель, заявивший, что в понедельник на саммите лидеры ЕС обсудят этот беспрецедентный случай и не оставят его без последствий.

ФРГ призвала Белоруссию объясниться по поводу инцидента, а председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйнен назвала действия Минска в высшей мере неприемлемыми.

Впрочем, заявления западных политиков об их озабоченности были критически встречены публикой. Комментируя слова Шарля Мишеля, один из читателей иронично заметил, что существует семь стадий «озабоченности» европейских политиков: «Мы обеспокоены», «Мы очень обеспокоены», «Мы серьезно обеспокоены», «Должны быть ответы», «Будут последствия», «Важно действовать» и … «Мы должны отделить это от коммерческих вопросов».

Живя в стеклянном доме камнями не кидаются

Здание европарламента

Здание европарламента

© pixabay.com

Еще одной причиной сдержанности демократических политиков может быть и тот факт, что их собственные спецслужбы не раз проворачивали подобные операции. И далеко не всегда дело обходилось без жертв.

Чемпионом в этом деле, несомненно, остается Израиль. Сотрудников израильских спецслужб не останавливали европейские границы — арабских террористов, ответственных за бойню на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года, убивали в Париже, Риме, Никосии, Афинах и Каннах. Не остановили израильский спецназ европейские законы, когда понадобилось заткнуть рот Мордехаю Вануну — технику-ядерщику из секретного центра Димон, рассказавшему о наличии у Израиля военной ядерной программы. В 1986 Вануну был похищен в Риме, переправлен в Израиль, где получил 18 лет тюрьмы.

Сами европейцы тоже не отставали. В 1985 году военная разведка Франции устроила диверсию на судне «Гринпис» Rainbow Warrior. Оно должно было возглавить флотилию, направляющуюся к ядерному полигону на атолле Муруроа и было взорвано в новозеландском порту. Жертвой диверсии стал фотограф Фернандо Перейра.

Если же говорить непосредственно о принудительных посадках самолетов, то в 2011 турецкие ВВС несколько раз сажали на своей территории иранские самолеты по подозрению в перевозке оружия.

Практически аналогичную нынешней спецоперации, провернули и сами европейцы в 2013 году, когда по просьбе властей США Франция, Италия, Испания и Португалия закрыли свое воздушное пространство для самолета лидера Боливии Эво Моралеса. США подозревали, что на борту находится Эдвард Сноуден и хотели вынудить экипаж посадить самолет в третьей стране, откуда обвиняемого в госизмене сноудена можно было бы депортировать в США.

Юридически — все почти чисто

На самом деле, у сдержанной позиции Запада есть разумные причины. Как пояснил «Ридусу» директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов, с точки зрения воздушного права никаких нарушений не произошло — все было правомерно.

Была информация о том что судно заминировано. Откуда она поступила — не имеет значения: в любом случае к ней надо относиться серьезно и обеспечить безопасность людей

По словам юриста, с точки зрения воздушного права вопрос, в принципе, выглядит чистым. Что касается, так возмутившего общественность присутствие военного самолета, то по мнению Аксаментова, появление истребителя ВВС Белоруссии могло быть обусловлено вероятностью того что гражданский борт захвачен:

Очевидно, что он не перехватывал, не принуждал гражданское воздушное судно прервать полет. Сопровождение гражданских судов военными — достаточно частая практика и ничего удивительного тут нет.

Мог ли пилот отказаться сажать борт в Минске?

Самолет авиакомпании Ryanair

Самолет авиакомпании Ryanair

© AP/TASS

По этому вопросу мнения собеседников «Ридуса» разделились.

По словам президента Федерального профсоюз авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергея Ковалева, решения в воздухе, принимает экипаж. Именно командир воздушного судна должен совершить посадку на ближайшем аэродроме.

По всей логике если ближайший пункт посадки Вильнюс, то какова необходимость вести самолет в Минск? — удивляется господин Ковалев. — Ближайшим пунктом должен быть Вильнюс, если до него лететь 10 минут. Зачем было вести самолет в Минск? Экипаж получил информацию от диспетчера, и принял решение приземлиться в аэропорту Минска. О том, что это было принуждение информации нет.

Заслуженный пилот России, бывший лётный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник считает, что несмотря на формальную правильность действий, у пилота Ryanair «просто не хватило яиц» и он попросту испугался.

Ситуация выглядит нормально. По международным законам за благополучный исход полета несет ответственность правительство страны в воздушном пространстве которой находится судно, ее диспетчерская служба. Случись что в Вильнюсе, белорусов начали бы обвинять что они ничего не предприняли, когда самолет находился в их зоне ответственности — это чистая политика, — уверен Сытник.

При этом, он согласен, что вероятно имела место операция белорусских спецслужб:

Лукашенко не дурак и явно получил хорошую консультацию от авиационных специалистов… С международной точки зрения — все было сделано правильно… С точки зрения здравого смысла — не совсем. Хотя с точки зрения политики Лукашенко — логично.
По словам Сытника, у пилота Ryanair была возможность не подчиниться:
В конце концов, это же командир корабля принимает решения. Если бы я был за штурвалом я бы пошел на Вильнюс — зачем мне этот Минск? Неужели бы Белоруссия пошла на то чтобы сбить? Нет конечно.

Отвечая на вопрос почему пилот Ryanair все же подчинился белорусскому диспетчеру и требованиям истребителя наш собеседник категоричен:

У него просто «яиц не хватило». Им с рождения в голову вбивали что «Россия враждебная страна, а Белоруссия сателлит России», а потому — ну его нафиг, связываться, хватит ума — возьмут и собьют". Меня тоже не раз сопровождали боевые самолеты — китайцы, НАТОвцы над Турцией, в районе Ирландии… Ну не сбили же?

Впрочем, Сытник согласился, что опасаться определенной «отмороженности» белорусских военных пилот Ryanair вполне мог, памятуя историю с гибелью американских спортсменов-воздухоплавателей, чей воздушный шар был сбит вертолетом Ми-24 ВВС Белоруссии в 1995 году.

Возможные последствия

Наиболее очевидными пока выглядят санкций в области авиасообщения. Сегодня появились сообщения, что правительство Литвы будет добиваться закрытия авиапространства Белоруссии для международных полетов. Польский национальный авиаперевозчик LOT готовится ввести запрет на использование воздушного пространства страны уже сегодня или завтра. К отказу от полетов над республикой склоняется и венгерская компания WizzAir, которая уже направила рейс Киев-Таллин через Польшу.

В эфире телеканала BFMTV госсекретарь МИД Франции по европейским делам Клеман Бон заявил, что санкции против режима Лукашенко могут быть расширены помимо закрытия воздушного пространства для полетов французских авиакомпаний, но не уточнил в каком направлении.

Как считает профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин, делать выводы пока рано — надо дождаться официального расследования.

ICAO не должен отвечать за все что происходит в небе. Ответственность за происходящее в воздушном пространстве государства лежит на государстве. Данный инцидент будет проверяться на предмет того не отклонилась ли Белоруссия от обязательств по чикагской конвенции, были ли ее действия направлены на минимизацию рисков для пассажиров. Если же расследование покажет что имело место нарушение международных обязательств, то здесь уже возникает место для международно-правовой ответственности.