Военно-воздушные силы США заключили два контракта на общую сумму почти $536 млн на разработку ракетного двигателя AR1. Он должен заменить российские РД-180, на которых летают ракеты Atlas-5, пишет Space News.
Контракт с компанией Aerojet Rocketdyne первоначально стоил $115 млн, но впоследствии заказчики решили не мелочиться.
После того как США ввели санкции против России, Конгресс поручил Пентагону разработать отечественные двигатели, которые бы позволили ВВС США к 2019 году отказаться от РД-180.
Aerojet Rocketdyne планирует провести первые тестовые испытания двигателя AR1 в 2017 году и предоставить сертифицированный двигатель в 2019 году.
Пентагон договорился одновременно с двумя разработчиками двигателя, чтобы создать конкуренцию, и в итоге будет выбрана та модель, которую заказчик сочтет лучшей, сказал «Ридусу» эксперт журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.
«Они создают двигатель для ракеты Vulcan на альтернативной основе, но по общему техзаданию», — напоминает эксперт.
На разработку ракеты-носителя Vulcan Пентагон выделил компании United Launch Alliance еще $202 млн. United Launch Services (ULA) по контракту первоначальной стоимостью $46,6 млн должна разработать двигатель Vulcan BE-4 и ракетную силовую установку Advanced Cryogenic Evolved Stage.
Это очень полезная американская привычка — создавать любые разработки в среде внутренней конкуренции, будь это хоть «Кока-Кола» и «Пепси», а будь ракетные двигатели. Это, с одной стороны, мотивирует разработчиков, с другой — экономит деньги заказчика, так как конкуренты заведомо не будут завышать стоимость изделия.
Заявленная сумма $536 млн — это достаточно скромные деньги на создание ракетного двигателя с нуля, так что американская эффективность и эргономичность показывают себя и в этом случае.
Похоже, что Aerojet Rocketdyne сейчас решила подкрепить свои технические достижения еще и пиаровскими действиями, сочтя, что кашу маслом не испортишь, говорит Афанасьев.
Соревнование двух американских компаний окажет куда более существенное влияние на российского производителя двигателей РД-180, поскольку НПО «Энергомаш» потеряет единственного заказчика.
У подмосковного НПО есть еще три года, чтобы найти новый рынок сбыта либо смириться с потерей этого сегмента. Ракетный двигатель — это не запчасть к автомобилю, которую можно ставить на «родные» и «неродные» машины, лишь бы резьба подходила.
Заковыка в том, что у российского РД-180 при всех его неоспоримых достоинствах просто нет применения на российских ракетах, он полностью шел на экспорт.
В начале 1996 года проект двигателя РД-180 НПО «Энергомаш» был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для модернизированной ракеты-носителя Atlas. Первый полет Atlas-5 с двигателем РД-180 состоялся в августе 2002 года.
После того как США начнут выполнять собственную программу импортозамещения, заменив российские двигатели своими аналогами-«одноклассниками», РД-180 останутся без работы.
Российским разработчикам надо было изначально думать над тем, чтобы на РД-180 летала бы какая-то отечественная ракета, а не изобретать велосипед. Тогда после отказа США от закупок этих двигателей НПО «Энергомаш» не грозило бы остаться у разбитого корыта.