Не так давно в России начались продажи большого премиального внедорожника ROX 01 от китайской компании ROX Motor, исполненного по схеме последовательного гибрида. «Ридус» оказался одним из первых российских СМИ, которым удалось провести полноценный многодневный тест-драйв этой довольно необычной и весьма интересной машины.
Несмотря на относительную новизну последовательных гибридов на российском рынке, нам уже доводилось тестировать машины разных производителей и составить общее представление об их возможностях. После нескольких дней с ROX 01 можно смело сказать, что все машины схожего уровня и класса в целом равны, но некоторые из них всё-таки равнее…
Почему это так, поясним чуть позже. Пока же в двух словах напомним, что такое последовательный гибрид и ROX 01.
Отличие последовательной гибридной схемы от широко распространённой параллельной (электродвигатель используется как вспомогательный агрегат) заключается в том, что такая машина фактически является электромобилем. Она приводится в движение электрическим двигателем или двигателями, запитанными от довольно мощной тяговой батареи, заряжаемой от внешнего источника, как в обыкновенном электромобиле.
Сравнительно небольшой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) необходим для привода генератора, предназначенного для периодической подзарядки тяговой батареи. Данная схема позволяет решить одну из главных проблем большинства современных электромобилей, заключающуюся в незначительном запасе хода. Её использование увеличивает запас хода в среднем вдвое по сравнению с классическим электрическим автомобилем. Именно поэтому последовательные гибриды уже окрестили «убийцами» электромобилей.
На борту присутствует сразу нескольких априори дорогих агрегатов: полноценная тяговая батарея (не сравнить с «батарейкой» на параллельном гибриде), мощный электродвигатель (электродвигатели), небольшой ДВС и электрический генератор. Поэтому машина получается заметно дороже как классического автомобиля, так и электромобиля со схожей электрической схемой. Тем не менее именно такая схема позволяет добиться выдающихся динамических характеристик и снимает главную проблему всех электромобилей — недостаточный запас хода. Всё это обеспечивает последовательным гибридам неплохую нишу в премиальном и субпремиальном сегменте. Однако вернёмся к автомобилю…
ROX 01
От большинства последовательных гибридов, бегающих сегодня по России, ROX 01 отличается позиционированием в классе SUV. По сути, это премиальный электрический внедорожник, оснащённый двумя электродвигателями общей мощностью 476 лошадиных сил, с крутящим моментом 740 ньютон-метров, разгоняющими эту почти трёхтонную махину до 100 километров в час за 5,5 секунд.
Генератор для подзарядки тяговой батареи и расширения запаса хода приводится в действие полуторалитровым турбированным бензиновым мотором.
Последовательная схема гарантирует ROX 01 общий запас хода (при стопроцентной зарядке батареи и полном 70-литровом топливном баке) около 1300 километров. В режиме классического электромобиля аппарат способен преодолеть расстояние до 280 километров.
Немаловажно, что ROX Motor создавался именно как внедорожник, а не просто очень большой кроссовер. Об этом свидетельствуют дорожный просвет в 205 миллиметров, минимальные для такого типа машин скосы и… глубина преодолеваемого брода в 0,7 метра.
Снаружи
Первая реакция многих увидевших ROX 01 — да это же удлинённый устаревший Discovery, он же «кирпич на кирпиче», танк Leopard 2А4, или как там ещё называли эту модель? Но при более близком рассмотрении ассоциации с кирпичной брутальностью знаменитого британца быстро уходят на задний план. Буквально после пары минут внимательного созерцания экстерьер, разработанный знаменитым итальянским ателье Pininfarina, пробуждает совсем другие ассоциации, обращённые к высоким технологиям и искусственному интеллекту. Вершиной игры брутальности и утончённости является запасное колесо, закреплённое снаружи на пятой двери в стиле G-Wagen.
На российском рынке ROX 01 представлен сразу в нескольких цветах. Нам на тест достался чёрный. Ещё в конце прошлого года, задолго до начала продаж, на первой презентации машина красовалась в серо-зелёном окрасе, действительно отсылающем к старому доброму Discovery. Надо признать, что тогда цвет не понравился, смазав общее представление о машине.
Элегантный чёрный основной окрас нашего тестового автомобиля спас ситуацию — как минимум, в моём представлении. Рискну предположить, что это наилучшее цветовое решение для данного автомобиля в нашей стране, хотя кто-то наверняка со мной поспорит.
Из выдающихся элементов экстерьера, помимо стильной наружной запаски, нельзя не упомянуть крутейшие Т-образные светодиодные фары. Подробно описывать их не буду, поскольку всё прекрасно видно на фото.
Третья изюминка, а может, просто отсылка к здравому смыслу — удобные накладные дверные ручки. Спасибо Pininfarina и ROX Motor, что не погнались за тесла-модой и воздержались от выдвижных «калиточных» ручек, без которых сегодня не могут обойтись даже производители машин экономкласса.
Приятно радует бесключевой доступ в автомобиль. Если в кармане или сумочке лежит брелок, вовсе не обязательно доставать его и нажимать на кнопку. Дверь откроется после того, как потянешь за всё ту же накладную ручку.
Неужели снаружи в ROX 01 всё так круто и идеально, что не к чему придраться?
Вовсе нет. Дикое раздражение вызывает отсутствие штатной подножки (см. общее фото), которая по умолчанию присутствует даже у гораздо более дешёвых моделей. В результате посадка в машину (вспомним про клиренс 205 миллиметров) больше напоминает погрузку личного состава в БТР, что не может не вызывать раздражения у «гражданских», особенно если те облачены в длиннополую одежду.
Пресловутая подножка не отсутствует как класс, но идёт лишь в качестве опции. Понятно, что и производителю и дилерам надо как-то зарабатывать, но вряд ли это стоит делать так откровенно за счёт клиентов.
Опционально идут и доводчики дверей. Прожить без них можно, но вот электропривод пятой двери в базе совсем бы не помешал.
Что касается быстрой зарядки машины от внешнего источника, то разработчики ROX 01 выбрали пока еще мало распространенный в нашей стране разъем GB/T. На данном этапе это создает определенные проблемы для владельца, особенно на удалении от Москвы. Перед тем, как отправиться в дальнюю поездку в незнакомые места, настоятельно рекомендуем отыскать в интернете по предполагаемому маршруту электрозаправки с соответствующим типом разъема. Они есть, их активно строят, но пока их не так много, как CCS Combo 2 и CHAdeMO.
Внутри
Интерьер ROX 01 по дизайну и качеству исполнения полностью соответствует экстерьеру машины. Нам досталась версия с чёрным верхом (включая потолок) и белым низом. Она выглядит достаточно строго и элегантно, в полном соответствии классу автомобиля. Панорамная крыша с двумя электрическими шторками позволяет регулировать освещённость салона в дневное время. Поскольку у машины предусмотрен кемпинговый вариант использования, задействующий крышу, потолочный люк в ней отсутствует.
Салон обит достаточно неплохой и приятной на ощупь искусственной кожей, хотя до премиального уровня она, на наш взгляд, не дотягивает.
Передние сиденья выше всяких похвал: эргономика на высоте, все настройки электрические, что существенно облегчает жизнь водителю и пассажирам. Настоящий восторг вызвала дополнительная комбинация органов управления передним пассажирским сиденьем, продублированная на правой его стороне.
По сути, это стало реализацией извечного желания водителя максимально удобно настроить сиденье передней пассажирке, что практически невозможно сделать, не отстегнув ремень безопасности и не нависнув над ней. Хотя ситуации, наверное, бывают разные…
Второй ряд радует абсолютно ровным полом и достаточной высотой потолка. В отличие от множества других машин, наши рослые пассажиры остались вполне довольны вторым рядом. Хотя и не всем…
Нам достался автомобиль в семиместном исполнении. Всем читателям предыдущих обзоров хорошо известно моё отношение к стремлению китайских конструкторов превратить автомобиль в автобус или минивэн.
Вместо привычного дивана второй ряд образуют два отдельно стоящих кресла. Они имеют множество всевозможных настроек, а перед ними расположен небольшой пульт управления климатической системой. Над головой с крыши опускается экран, на котором можно просматривать видео. Однако один маленький недостаток существенно портит всю эту благостную картину: кресла относительно узки. И если для большинства пассажиров данное обстоятельство не составляет особой проблемы, то для людей крупной комплекции (речь даже не идёт о каких-то жиртрестах) сидеть во втором ряду будет сильно неудобно. То же самое относится и к пассажирам в плотной одежде, которые нередко встречаются в нашей не слишком солнечной стране.
Про третий (типа детский) ряд нами сказано уже достаточно много. Благодаря большому объёму кузова ROX 01 посадка на три задних кресла не столь мучительна, как в каком-нибудь кроссовере средней руки. Но даже в этом случае места в третьем ряду крайне мало. Как, где и в какое путешествие можно весело ехать при полной семиместной загрузке, на что неуклонно намекают создатели данной схемы, мне непонятно. Даже если представить, что в дальний путь собралась семья из семи человек, которые заняли все посадочные места, не очень понятно, куда эта великолепная семерка поместит свои вещи. При разложенном третьем ряде сидений объём багажника сокращается до уровня малолитражки — и это на семь человек, да на дальнюю поездку!
Впрочем, если не экспериментировать с превращением ROX 01 в автобус, в двухрядном исполнении вчетвером разместиться в машине можно довольно комфортно. Сложенный «в пол» третий ряд сидений обеспечивает шикарное грузовое пространство. В такой конфигурации на машине можно отправляться хоть в кругосветку, захватив с собой домашних питомцев.
Поехали!
Теперь о самом главном и интересном. Из всех пилотированных мной крупных последовательных гибридов ROX 01 по своим ходовым и динамическим качествам показался наиболее сбалансированным. Для динамичной езды в электрическом режиме ёмкости батареи хватает всегда и везде — если, конечно, не допускать разрядки ниже 25%.
Основные режимы движения и их комбинации в меню сходны с режимами и комбинациями на других последовательных гибридах. Однако их реализация непосредственно на дороге выгодно отличается от других.
Несмотря на почти три тонны веса, автомобиль обладает исключительной динамикой, позволяя дать фору всем имеющимся на дороге одноклассникам. При этом 5,5 секунд до сотни в спортивном режиме действительно похожи на 5,5 секунд, в отличие от многих других «последователей», в своих ТТХ явно выдающих желаемое за действительное.
Наш тестовый автомобиль не имел регулируемой пневматической подвески, которая доступна опционально. Однако это нисколько не сказалось ни на безопасности, ни на комфорте езды по дорогам Московского региона и за их пределами.
Машина оборудована множеством всевозможных электронных помощников, включая систему автоматической парковки. Работает она по вполне стандартному алгоритму, и надо признаться, при хорошей системе кругового обзора, парковать этот «большой чемодан» можно просто по камерам или зеркалам.
Расположенная под днищем тяжёлая батарея существенно занижает центр тяжести, что делает машину довольно устойчивой в поворотах. Учитывая размеры и серьёзную высоту ROX 01, это далеко не лишнее качество.
Что касается тормозов и торможения (для электрических машин это весьма непростая тема), на наш взгляд, машине не помешала бы более мощная основная тормозная система. Поскольку в ходе торможения используется ещё и электрическая рекуперация, сам процесс принудительного замедления электрокара немного отличается от торможения обычного автомобиля.
Поскольку автомобиль достаточно тяжёлый, при динамичной езде рекуперацию лучше свести к минимуму (соответствующие настройки имеются в меню) и тормозить классическим способом. Это уменьшит возврат энергии в батарею, но одновременно, пусть и на доли секунды, сократит время торможения, что в определённой ситуации может иметь решающее значение.
С учётом всего этого тормозной системе ROX 01 можно поставить твёрдую четвёрку.
Учитывая позиционирование ROX 01 как премиального внедорожника, мы не могли не проверить его возможности на пересечённой местности (естественно, без фанатизма).
Испытательный полигон предоставила мартовская природа, когда выпавший днём ранее снег мгновенно растаял, пропитав почву влагой едва ли не до центра Земли. О том, что под колёсами находится киселеподобная субстанция, покрытая лишь тонким слоем травяного дёрна, мы догадались только после того, как стало понятно, что машина не едет, а фактически плывёт по полю. Понимая, что в такой ситуации лучше не останавливаться, даже если ты на танке, мы, не снижая скорости, благополучно пересекли весеннее мокрое поле, ни разу не забуксовав. Off-road тест ROX 01 прошёл на отлично.
На этом о ROX 01 пока всё.
Могу лишь добавить, что в моём личном представлении данная машина получает титул автомобиля года… как минимум пока. Пока кто-нибудь не спросит о её стоимости…