ПРЕДЫСТОРИЯ (ТОЛЬКО ФАКТЫ): толпа ворвалась в больницу и насмерть забила человека. Убийство оказалось заснятым на камеры наблюдения и было опубликовано в социальных сетях. Рунет взорвался, власть проигнорировала vox populi.
На воскресенье, 12 октября, по социальным сетям объявлен очередной народный сход в МинВодах. Очевидно, что он состоится, несмотря на упорное нежелание местных властей стоять перед лицом рассерженного народа. Также очевидно, что он станет своего рода итоговой чертой подо всеми событиями, связанным с убийством Ларионова. Напомним о наиболее важных из них.
Первые дни после трагедии власть и полиция проиграли бы «в сухую» — если бы было с кем играть. Они пытались — мэр (ныне снятый с должности) Минвод Константин Гамаюнов призывал местных жителей «не поддаваться на провокации», на полном серьезе заявляя, что к гражданским акциям призывают «из-за рубежа». Глава местного УВД генерал (уже бывший) генерал Александр Олдак не нашел ничего лучше, чем распорядиться блокировать блоги местных активистов, распространяющих информацию о деле. Отмалчивались даже неформальные лидеры северокавказского казачества (Наши гражданские журналисты общались с ними напрямую — Ридус) Замалчивание явно громкого дела в эпоху 2.0 оказалось делом неблагодарным (просим прощения за тавтологию — Ридус) — и шило в мешке укололо тех, кто его туда заворачивал.
До самых последних дней события шли по наихудшему из сценариев — единственно доступная информация о деле поступала из частных источников, через социальные сети. И на просторах Рунета множества частных мнений сложились в коллективное: власти прикрывают кавказских беспредельщиков. А как еще можно было трактовать события? В реальности ситуация выглядит еще хуже, нежели просто наличие некоей кавказской группировки-землячества, которую по тем или иным причинам не трогают полиция и ФСБ (хотя казалось бы — куда хуже?) Наличествует (или наличествовала до этой недели) просто импотенция власти. Чтобы заставить местную власть шевелиться, потребовался пинок снизу и тычок сверху.
Пинком снизу стал народный сход 5 октября — на который «очень уместно» пригнали латных ОМОНовцев. «Отцовским лещом» сверху — речь губернатора Ставрополья Владимира Владимирова на краевом совещании.
Вы знали, что месяц назад сторожа этой больницы уже избивали 15 человек? И это далеко не единственный инцидент в этой больнице за последние несколько лет. Вам известно, что люди настолько запуганы, что хотели отозвать свои показания? …Нужно поднять все дела. Нельзя замыкаться на ситуации в больнице, там все гораздо глубже! — сказал тогда губернаторК слову сказать, совещание было перенесено с 7 на 4 октября — аккурат к «народному вече». А завершил свою речь губернатор и вовсе ударно, предвосхитив все народные чаяния и требования:
Предлагаю уйти всем сразу — и главе города, и депутатам. И ввести здесь жесткое управление, подотчетное населению и правительству Ставрополья. Нужна серьезная ротация. Сейчас за каждым человеком, который бы не пришел, тянется шлейф родственников, кумовьев, сватьев…Сход, однако, все равно состоялся. Власть выступила с народом единым фронтом — и результаты не замедлили сказаться. В течении недели задержали почти всех участников избиения в больнице, включая главного подозреваемого в убийстве, Армана Акопяна (это он добивал уже лежащего без сознания Ларионова на печально известном видео) Параллельно со своих должностей полетели упомянутые выше с приставкой «экс-» шеф полиции и мэр города.
Одновременно стали выясняться прелестные подробности: например, стало понятным неучастие «принципиальных патриотов» из числа казаков в этом деле. Оказывается «кавказский след» хоть и имел место в трагедии, но отнюдь не «борзота джигитов» была определяющим фактором поведения преступников — среди них было до удивительного точно поровну как кавказцев, так и «коренных». И среди них присутствовали также и представители казачьего войска, в том числе и с армянскими фамилиями. В оконцовке был задержан один из местных атаманов Евгений Смирнов. Именно он (внимание!) разбил бутылкой голову другу Ларионова, Савченко — из-за чего тот оказался в больнице, куда Ларионов его и отвозил. И именно компания Смирнова запечатлена на видео — они приехали в больницу на продолжение разборок. И среди них были представители самых разных национальностей — и этнических русских не меньше, чем прочих.
В результате «кавказский беспредел» — главная, и такая удобная «народная интернет-версия» — рассыпался в пух и прах. Как выяснилось, говорить правду и поступать по правде — гораздо проще и удобнее, чем бороться с эктремизмом, блокируя аккаунты в социальных сетях. В данном конкретном случае для разыгрывания националистической карты просто не осталось бы информационного пространства — если бы с самого начала власть делала все по-честному (точнее, по закону) и в открытую.
И совсем иной вес приобрели бы слова матери погибшего Ларионова, сказанные ею 5 октября:
Мой духовник — армянин. Хирург, который делал операцию моему сыну — тоже армянин. Мы выросли и всегда жили вместе. В этой трагедии нет национальной вражды. Есть другое — стая шакалов, не боящихся наказания, и попустительство должностных лиц, из-за чего творилось беззаконие. Я призываю не заниматься самосудом, этим мы только усугубим ситуациюТогда эти слова не были услышаны — и виновные в этом уже понесли наказание, лишившись своих должностей. Посмотрим, что скажет народ завтра, 12 октября. Точнее, что народ услышит.