Парадокс в том, что представители этой субкультуры забывают об образующей частице слова 'hipster — «hip» (рус. «знающий», «в теме», «в струе»), ведь принципы хипстеров в том, чтобы «быть в теме» и искать новые образы — уникальные и неповторимые, и отличаться наконец от «унылого мейнстрима», а на деле оказывается, что сами хипстеры выглядят как один, становясь тем самым унылым мейнстримом.
В своем научном докладе — «Эффект хипстера: когда антиконформисты выглядят одинаково» — занимающийся вычислительной нейробиологией в Колледж де Франс Джонатан Тубул (Jonathan Touboul) попытался объяснить эту субкультуру в совсем несложных для обывателя терминах.
«Когда определенная группа людей объединяется на основе общих интересов, будь то хипстеры или биржевые брокеры, и хочет при этом отделить себя от остального большинства, пытаясь быть другими, внутри своей группы они всегда будут вести себя одинаково», — объясняет Тубул.
Хипстеры в итоге становятся конформистами, против которых они вроде бы и выступают. Причина в том, что невозможно в режиме реального времени всю жизнь следовать трендам.
Основа «хипстерства» в том, чтобы быть новатором, быть первым из применивших какую-то фишку, кратковременный тренд или причудливый элемент одежды, и чтобы соответствовать этой основе, нужно быть в постоянном движении, — своего рода ажиотаже. Теоретически, быть хипстером — это словно быть единорогом.
Это объясняет еще и то, почему термин «хипстер» среди самих представителей этой контркультуры используется все реже. На данный момент хипстерами называют людей с характерными признаками: натянутые и сдавливающие ягодицы узкие джинсы, фланелевая рубашка, велосипед-глухарь и борода. При этом количество таких ребят растет с каждым днем, поэтому называть кого-то хипстером — все равно, что называть человека конформистом.
Работа Джонатана также доказывает, что отличаться легче от тех, с кем ты знаком ближе и видишь каждый день, нежели от тех, с кем у тебя существует существенная дистанция. Например, легко отличаться от своих соседей по студобщежитию потому, что ты видишь их каждый день, но сложно прийти на огромную хипстерскую тусовку и отличаться от людей, которых ты не знаешь и у которых, скорее всего, точно такая же установка в умах, как и у тебя. В лучшем случае ты найдешь минимум пару-тройку человек сильно «копирующих» твой внешний вид, в худшем — ты увидишь три десятка таких же, как и ты, кто последовав за вроде бы последним трендом, решил надеть обтягивающую водолазку и сделать прическу, как у Skrillex’а.
Тубул знаком с парижской категорией хипстеров и выбрал изучение этой субкультуры потому, что ее местные представители являются отличным образцом для его исследований — они выступают против большинства не только относительно внешнего, но даже касательно выбора стратегии вложения своих финансовых средств.
Обнаруженное Тубулом, по утверждению самого ученого, это всего лишь часть большой математической теории.