Какова вероятность победы в игре «камень-ножницы-бумага»? Один к трем — утверждает статистика. Но это лишь в случае, если выбирать один из трех вариантов случайно.
Однако алгоритм человеческой игры не случаен — люди играют по определенной стратегии. И, разгадав ее, можно значительно увеличить шансы на выигрыш.
Исследователи из британского Университета Суссекса и канадского Университета Райерсона обнаружили ряд психологических принципов, которые заставляют человека действовать так или иначе во время данной игры.
Согласно выводам специалистов, опубликованным в журнале Scientific Reports, участники эксперимента, которых заставили играть с компьютером, чаще всего показывают один и тот же элемент в случае выигрыша. В случае поражения люди тут же меняют стратегию, при этом, как отметили авторы исследования, после проигрыша стратегия становится более уязвимой и легче просчитывается.
В то время как робот каждый раз совершал ход, выбирая один из трех вариантов случайным образом, люди применяли стратегический подход к игре и поэтому часто проигрывали. Кроме того, программа подсчитала, что чаще всего игроки показывают камень.
Как показали исследования, добровольцы при победе продолжали показывать «призовую» комбинацию, если партия заканчивалась ничьей, то они, как правило, переходили с камня на бумагу, в случае проигрыша — переключались с камня на ножницы.
Человеческие эмоции приводят к поражению из-за того, что люди не принимают случайный подход в игре, отмечают авторы исследования. При этом игроки зависимы от негативного опыта, что позволяет «безэмоциональному» роботу одерживать верх в состязании.
Поэтому, по мнению исследователей, единственная верная стратегия в этой игре — все время показывать пальцы наугад, а не выстраивать определенную комбинацию.
Инженеры Токийского университета еще в 2013 году создали робота для игры в «камень-ножницы-бумагу», который формирует каждую из фигур игры примерно за 60 миллисекунд. Для того чтобы установить, какую фигуру складывает человек, роботу необходимо около 20 миллисекунд. Распознавать фигуру он начинает на 35-й миллисекунде игры. Робот делает ответный ход всегда раньше человека. И всегда ему удается выигрывать.