Когда человек пользуется GPS-навигатором во время перемещений, области мозга, которые отвечают за ориентирование на местности, остаются неактивными. Эту особенность обнаружила команда ученых под руководством нейробиолога Амира-Хомаюна Джавади из университета Кента в Великобритании.
Нервные клетки в мозгу, которые отвечают за регистрацию положения тела в пространстве, были открыты сравнительно недавно (у мышей), что в 2014 году было отмечено Нобелевской премией по физиологии и медицине. Клетки, составляющие наш «внутренний навигатор», находятся в гиппокампе, кроме того, в построении маршрута участвуют области префронтальной коры.
В эксперименте Джавади приняли участие 24 добровольца, говорится в журнале Nature Communications. Ученые предложили им прогуляться по виртуальной модели лондонского района Сохо, а сами параллельно фиксировали активность их мозга с помощью МРТ. В первой части исследования испытуемые должны были добраться до места назначения самостоятельно, а во второй — с помощью навигатора.
В итоге исследователи смогли увидеть, как мозг участвует в построении маршрута при передвижении человека без подсказок компьютера. Когда добровольцы оказывались на новой улице, их мозг фиксировал изменение количества доступных путей, которые он мог проложить. Если на пути появлялась преграда и нужно было идти в обход, ученые наблюдали увеличение активности префронтальной коры — это говорило им о трудностях, с которыми сталкивается мозг при перепланировке маршрута.
«Гиппокамп имитирует перемещение по будущим возможным путям, а префронтальная кора помогает принять решение, какой из них выбрать», — пояснил автор исследования.
Когда же участники эксперимента передвигались, следуя указаниям навигатора, гиппокамп и префронтальная кора показывали значительно меньшую активность. Проще говоря, следуя за навигатором, наш мозг перестает интересоваться окружающей местностью.
Джавади подчеркнул, что нельзя назвать результаты их исследования однозначно негативными для человека. Делегируя задачу по постройке маршрута компьютеру, человек высвобождает свои ресурсы для других интеллектуальных задач. Больше того, навигаторы, как и другие гаджеты, «разгружающие» наш мозг, могут в значительной мере изменить строение мозга у будущих и подрастающих поколений.
Современные дети знакомятся со смартфонами и другими устройствами еще раньше, чем учатся ходить или читать. Это создает условия, при которых они могут развить совершенно другой набор качеств и навыков по сравнению с людьми, которые родились до появления интернет-технологий и мобильных устройств в широком доступе, считают ученые.