Экономика

Удаленная биометрическая идентификация: хорошо это, или плохо

3 9602

Что более всего мы ценим в услуге? – Конечно же, высокое качество, приемлемую стоимость и своевременность. При сегодняшнем темпе жизни последнее условие вполне можно переименовать в срочность: надо здесь и сейчас. Срочность оказания услуги, как правило, оплачивается дополнительно, и мы очень часто идем на это.

Хороша ли ложка к обеду

В банковских услугах мы ценим то же самое – качество и своевременность. Невысокую комиссию – разумеется. А лучше вообще без комиссий. Но для того чтобы снять деньги с вклада, открыть счет или оформить кредит, необходимо отправиться в ближайшее отделение вашего банка, взять талон, дождаться своей очереди, подойти к освободившемуся операционисту, предъявить паспорт и еще некоторое время ждать оформления. Своей цели вы достигли, но потрачено время, а часто и нервы – не всегда очередь движется быстро.

И еще хорошо, если клиент живет в большом городе и офисы его банка в нем наверняка есть. А если это маленький городок или поселок, а ближайший офис – в районном или даже областном центре, а то и в соседнем регионе? Или если клиент заболел, или он человек пожилой и вообще передвигается с трудом?

Нарисуйте мой портрет

С 1 июля 2018 года в России начала работать система удаленной идентификации клиентов кредитной организации – физических лиц с использованием их биометрических данных – изображения лица, голоса. При идентификации будет использоваться единая система идентификации и аутентификации, биометрические данные будут подтверждаться в единой биометрической системе. Клиенту совсем не обязательно будет тратить время на поход в офис банка.

И до этого некоторые крупные банки уже предлагали дистанционные услуги с использованием электронной подписи клиента. Но, как говорится, почувствуйте разницу: теперь возможности проведения дистанционных банковских операций становятся гораздо шире.

© Петр Сивков/ТАСС

Первичная идентификация

Перечень банков, которые получат право выстраивать с клиентом подобные отношения,  опубликован на сайте Банка России. Поинтересуйтесь, есть ли в списке ваш банк. Если есть, уточните, где находится офис, в котором оказываются услуги по так называемой первичной идентификации.

В офис необходимо взять паспорт и СНИЛС: на их основе вас зарегистрируют в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Следующий шаг – регистрация в Единой биометрической системе (ЕБС): сотрудники банка снимут вас на веб-камеру и запишут ваш голос. После проверки данных вы получите смс-сообщение с подтверждением регистрации. Одновременно банк пришлет логин и временный пароль, который надо будет заменить на постоянный, известный только вам.

Как это работает 

Дальнейшие действия весьма просты. Подойдет любой гаджет (смартфон, планшет, ноутбук) или стационарный компьютер с камерой и микрофоном. Выбирайте нужную услугу на сайте банка, и сайт автоматически выведет вас в ЕСИА. Чтобы войти, необходимо ввести логин и пароль, а также произнести на камеру буквы или цифры, которые увидите на экране. Получив видеозапись, ЕБС сравнит ее с имеющимся образцом. При возникновении каких-либо сомнений банк запросит у вас дополнительную информацию. Пройдя удаленную идентификацию, вы получаете доступ к необходимой банковской услуге. Все очень просто.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Перспективы 

Первые полгода удаленная биометрическая идентификация клиентов будет использоваться только в работе с физическими лицами, ограничено и число операций – пока это вклад, открытие счета и выдача кредита. За это время предстоит неизбежная доработка механизма, после чего функционал будет расширен. На первом этапе запуска платформы, который завершится к концу 2018 года, ЦБ планирует подключить более 4 тыс. точек обслуживания кредитных организаций. Остальные отделения будут подключены к концу 2019 года. По мнению экспертов, на начальном этапе пользоваться услугой будут сотни тысяч клиентов, за два года их число вырастет до 1 млн. В перспективе технология удаленной идентификации будет тиражирована на весь финансовый рынок.

Удаленная биометрическая идентификация в том числе позволит клиентам переходить на обслуживание из одного банка в другой, не посещая офисы. В дальнейшем подключаться к платформе смогут также некредитные организации. Таким образом, граждане смогут проходить упрощенную идентификацию для дистанционного получения не только финансовых, но и иных услуг, в том числе государственных.

Но будет ли востребована у населения система удаленной идентификации, особенно с учетом того, что все новое в России воспринимается не без труда?

В услугах, и в банковских услугах в том числе, мы прежде всего ценим оптимальное соотношение качества и цены, а также их своевременность. Часто фактор времени является определяющим, - пояснил «Ридусу» первый заместитель начальника Главного управления Банка России по ЦФО Ильшат Янгиров. - Поэтому удаленная идентификация обязательно будет востребована – в силу ее быстродействия и удобства для клиентов, в особенности, когда банковского офиса рядом с вами нет или добраться до него по каким-то причинам затруднительно. К тому же она бесплатна и безопасна.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Непроницаемая защита

В знаменитой сказке козлята, оставшиеся одни дома, долго не открывали входную дверь волку, назвавшемуся их матерью. Пока он не изменил голос и не перекрасил лапу в белый цвет – чтобы предъявить недоверчивым козлятам в качестве доказательства. Биометрическая идентификация в чистом виде! А насколько уязвима перед волками-хакерами система удаленной идентификации? Вопрос совсем не праздный: на кону средства клиентов.

Эксперты утверждают, что защита системы от взлома выстроена на уровне самых жестких государственных стандартов. Биометрические данные гражданина будут храниться в обезличенном виде, причем отдельно от персональных данных, что значительно повышает уровень безопасности. Данные пользователей передаются по защищенным каналам связи и размещаются в практически непроницаемой облачной инфраструктуре оператора системы, «Ростелекома». Банки получают доступ к ней через специальные каналы связи межведомственного электронного взаимодействия.

Немаловажным остается и вопрос «железа», а именно, какую технику нужно иметь потребителю, чтобы пользоваться новой системой идентификации?

Для работы подойдет любой гаджет или стационарный компьютер с камерой и микрофоном, - говорит Ильшат Янгиров. - Выбрав на сайте банка нужную услугу, вы автоматически перейдете в систему. Введите логин и пароль. Произнесите на камеру буквы или цифры, которые увидите на экране. Система сравнит ее с имеющимся образцом. Пройдя идентификацию, вы получите доступ к необходимой банковской услуге.

Процедура удаленной идентификации будет бесплатной и добровольной. Проводить ее можно будет лишь с согласия клиента. И если вы захотите по-прежнему получать услуги в офисе – это ваше полное право. Решать вам. На всякий случай напомним: на заре прошлого века абсолютное большинство населения боялось автомобилей как огня, предпочитало передвигаться пешком, ну или верхом. А сейчас?..