Общество

Удар православием

222 802

Пострадавший от рук православных активистов. © Антон Тушин/Ridus.ru

Холлы больницы имени Боткина пусты. На часах середина рабочего дня, посетителей немного, а потому по отделению нейрохирургии мы проходим в гордом одиночестве. В палате лежат двое. Лежат в буквальном смысле слова – когда пациент начинает резво передвигаться, его отсюда просто выписывают. На вопрос «Сергей?» один из них равнодушно отворачивается к стенке, и я, наконец, понимаю, кто именно нам нужен.

Навстречу приподнимается средних лет мужчина с перебинтованной рукой и подбитым глазом. Видно, что приход журналистов его несколько смущает, однако оставить случившееся, как есть, он не может и потому старательно рассматривает стену за моей спиной и подробно отвечает на вопросы.

45-летний Сергей Цыганов в больнице уже третью неделю. Все это время дома его ждет 12-летняя дочь, а сам он - активный участник общественного движения «Мой двор» - временно вынужден оставить борьбу за права горожан и ограничиться пассивной поддержкой. С тех пор как после митинга против застройки пустыря на Ходынском поле 8 сентября на них с товарищем напали двое незнакомцев, у Сергея появилась масса времени для закалки терпения. А сколько его еще будет, не знает никто. Врачи обещаний не дают.

Сергею сломали лучевую кость левого предплечья. Перелом оказался сложный, со смещением - с ним, вероятно, придется повозиться. Но сначала голова: нападавшие били ногами, видели, что он еще в чувстве, и били еще. Врачи Боткинской больницы диагностировали перелом основания черепа. Всем своим видом Сергей показывает: отбить у него желание решать чужие проблемы хулиганам не удалось.

Пострадавшие от рук православных активистов. © Антон Тушин/Ridus.ru

А вот второму пострадавшему Алексею Самсонову, по его собственным словам, просто повезло: он отключился после первых ударов и очнулся уже в больнице с потерей памяти, сотрясением мозга и многочисленными ушибами грудной клетки, рук и ног. Алексея выписали неделю назад, и сейчас он вместе с организатором митинга Олегом Лариным приехал, чтобы в очередной раз попытаться объяснить: они не против кого-то, они за местных жителей.

Это самое «за» Алексей настойчиво повторяет мне несколько раз, пока не убеждается, что я что-то помечаю в блокноте. Сам он уже 39 лет живет в Тушине и давно отстаивает права жителей своего района. Говорит, что митинг на Ходынке не поддержать не мог – в Москве и так много экологических проблем, чтобы пускать такие ситуации на самотек.

Конфликт населения Хорошевского района Москвы и властей начался шесть лет назад, когда стало известно, что на пустыре на Ходынском поле собираются построить несколько торговых центров, храм и транспортный узел. По словам Олега, в 2002 году в мэрии Москвы постановили организовать в южной части Ходынки парк «Исторические ландшафты Москвы». С тех пор кроме единственной аллеи никаких зеленых насаждений там так и не появилось, зато в июле этого года местная церковная община установила на пустыре крест, где теперь собираются верующие для проведения служб. «Это просто захват земли. Никакой договоренности с местными жителями не было. Если там проводят православные богослужения, что мешает проводить мусульманские обряды?» - возмущается Олег, который сам живет в Хорошевском районе.

Именно здесь на месте парка теперь планируют заново отстроить прежний храм преподобного Сергия Радонежского, разрушенный в 20-е годы ХХ века. Не на месте, а вместо парка, поправляет меня Алексей, добавляя, что, согласно плану, храмовый комплекс займет два гектара и будет включать две церкви, хозяйственные постройки и другие объекты инфраструктуры: «Вот все это конкретно в это месте и вызывает конфронтацию с местными жителями. Зачем? Насильно мил не будешь! Идею православия ты таким образом людям в головы не вобьешь!» Алексей же напоминает мне, что прежний храм Сергия Радонежского находился примерно в семистах метрах от установленного сейчас креста, а значит, это будет не восстановление старой постройки, а фактически строительство нового сооружения. А «новодел» можно построить и в другом месте, не в ущерб запланированному парку, считают активисты. По их словам, именно пункт о храме превратил нейтральную тему «жители за парк» в подогретый современным контекстом спор «жители и православие».

Пострадавшие от рук православных активистов. © Антон Тушин/Ridus.ru

Показать, что инициативная группа Хорошевского района выступает не за сохранение экологии района, а фактически против церкви и было задачей так называемых «православных активистов», уверены Алексей и Сергей. «Кирилл Фролов эту болячку ковыряет, на этом делает акцент и тем самым хочет поменять всю повестку дня», - говорит Алексей. По его словам, 8 сентября лидер «православных» и еще несколько провокаторов, в числе которых был известный своими эпатажными выпадами Дмитрий Цорионов, пришли, чтобы сорвать митинг на Ходынке. Как вспоминают потерпевшие: акцию «поборников веры» снимала группа НТВ.

«Они оскорбляли присутствующих на митинге, пытались провоцировать к активным действиям, вырывали подписные листы. Алексей был рядом, и не выдержал. Он не бил, а просто блокировал Царионова до прихода полиции», - объясняет Олег.

В ОМВД по Хорошевскому району Цорионов, который также известен под кличкой Энтео, рассказал, что его избили. В ролике религиозный активист жалуется на «тяжкие телесные повреждения», которые нанесли ему организаторы митинга. Чуть позже полиция задержала и Кирилла Фролова.

«Позже еще полтора десятка этих гоблинов набежало в отделение, и они продолжили этот цирк», - вспоминает Алексей. Туда же после окончания собрания на Ходынке в районе 15 часов приехали Сергей с Олегом. «Представляете, к вам в упор подходят с айпадом, снимают и говорят: Вы против церкви! А с нами еще была девушка-юрист, так они к ней все приставали: Почему вы делали аборты? Это же против православия!» - говорит Олег. Вместе с Алексеем они попытались получить у полиции несколько листовок, которые раздавали люди Фролова, однако им их не дали. Смеясь, они вспоминают обрывки фраз про «болотную оппозицию», состоящую из «сектантов», которые «выступают против веры». Тем временем, по словам Алексея, количество «православных» в отделении продолжало расти. Позже одного из них он узнает среди нападавших.

Пострадавший от рук православных активистов. © Антон Тушин/Ridus.ru

Наконец, с бумагами было покончено, и Сергей с Алексеем вышли из отделения и направились в сторону метро Полежаевская. Мужчины прошли уже около ста пятидесяти метров, когда Алексею позвонил Олег, который тоже покинул ОМВД и собирался их догнать. Неожиданно связь прервалась, на второй звонок Олега Алексей уже ответил спустя несколько минут после нападения. Тот до сих пор удивляется: «Видимо, я делал это на автопилоте, потому что у меня до сих пор потеря памяти». Диалог продолжился уже в ожидании скорой. По словам Сергея, дежурные у входа в отделение полиции на нападение не среагировали. Впрочем, его коллеги сомневаются, что полицейские могли видеть драку.

«Я успел только обернуться и тут же получил удар. Потом смотрю – Алексей уже на земле, и его бьют ногами. Сам еще какое-то время сопротивлялся и потерял сознание», - вспоминает Сергей.

Кто были нападавшие, Сергей с Алексеем не знают. Уверены лишь, что тех было двое, и что один из них в этот вечер был среди «православных» и разговаривал с Кириллом Фроловым.

Пострадавший от рук православных активистов. © Антон Тушин/Ridus.ru

Как относиться к действиям следователей, они тоже еще не решили. По словам потерпевших, уголовное дело по факту случившегося так и не завели, сославшись на то, что Алексей с Сергеем еще не вышли из больницы. «Они просто не знают, по какой статье заводить дело – нанесение легких телесных повреждений или все-таки средней тяжести. Это же определяется временем пребывания в стационаре. Такая бюрократия, чтобы потом не «получить по шапке» за то, что пришлось переквалифицировать дело», - предполагают они.

Алексей и Сергей не скрывают скепсиса: за такой промежуток времени виновные могли уже давно сговориться или скрыться. Хотя, как сообщили в полиции, у следователей есть видеозапись из отделения, где составлялись протоколы на провокаторов. На видео могли попасть и нападавшие. Однако сами потерпевшие записи еще не видели.

Под выкрики медсестры, которую, наконец, насторожило множество доносящихся из-за приоткрытой двери голосов («посещение больных – по одному в палату!»), Алексей напоследок сообщает мне, что сейчас активисты «ищут выходы» на Московскую патриархию и надеются организовать встречу жителей Хорошевского района с председателем Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества Всеволодом Чаплиным. «Только лучше вы это пока не пишите! – уже на выходе нагоняет нас Олег. – Это чтобы вы поняли, что мы действительно настроены на конструктивный диалог. Мы же и раньше пытались к ним обращаться. Нас обычно просто посылали».