В пятницу Банк России повысил ключевую процентную ставку — впервые с 2014 года. Она выросла с 7,25% до 7,5%. К такому шагу регулятора подтолкнуло ослабление рубля, но главной причиной стал не курс национальной валюты как таковой, а его высокая волатильность и рост инфляционных ожиданий, пояснила на пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Центробанк также продлил до конца года мораторий на покупку валюты для Минфина на открытом рынке. Монетарные власти по-прежнему планируют довести уровень золотовалютных резервов до 500 млрд долларов, но спешить не собираются, заверила глава ЦБ. Дальнейшие решения по объемам скупки валюты будут приниматься по ситуации, «когда мы увидим, что волатильность на финансовых рынках снизилась, неважно при каком курсе рубля это будет происходить», добавила она.
Затяжное падение рубля резко повысило прогноз по инфляции — до 5—5,5% по итогам 2019 года, говорится в официальном сообщении Банка России. При этом он ожидает, что к целевому показателю в 4% рост цен вернется только в 2020 году. По итогам текущего года инфляция составит 3,8—4,2%.
«Баланс рисков еще более сместился в сторону проинфляционных рисков. Основные риски связаны с высокой неопределенностью внешних условий и их влиянием на финансовые рынки», — подчеркнул регулятор. Свою лепту вносит и предстоящее с нового года повышение НДС до 20%.
© Евгений Разумный /Ведомости/ТАССРеакция рубля
Повышение ставки взбодрило российскую валюту. В пятницу рубль заметно подорожал по отношению к доллару и евро. Но до тех пор, пока над российской экономикой висит дамоклов меч новых американских санкций, рассчитывать на долгосрочное серьезное укрепление рубля, пожалуй, не стоит.
Обычно увеличение ключевой ставки приводит к росту курса национальной валюты, что, собственно, и произошло. В среднесрочной перспективе привлекательность рубля и российских активов может повыситься, но нужно учитывать и другие риски: санкции и геополитическую напряженность. Валютный рынок чутко реагирует на все происходящие события, — напомнил «Ридусу» валютный стратег ГК ТелеТрейд Александр Егоров.Аналитик допускает, что доллар может снизиться к 65,50 рубля при условии, что в течение ближайших дней российской валюте удастся закрепиться ниже уровня 67,25 рубля. Потенциал снижения евро — 77,25 рубля.
Это основной сценарий в условиях приближения налогового периода. Но ситуация может и поменяться, — предупреждает Егоров.Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский, в свою очередь, полагает, что повышение ставки может на время стабилизировать курс ниже 70 рублей за доллар, однако в целом тенденция падения национальной валюты сохранится на фоне ухудшения внешней конъюнктуры.
Подобные микрошаги регулятора меркнут перед возможными последствиями предстоящих санкций — в частности, вероятного ограничения российских банков на внешние корреспондентские счета в долларах, продолжает тему эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.
Он признаётся, что не ждал повышения ставки, хотя глава ЦБ говорила, что «существуют предпосылки» для такого действия. На валютном рынке формируется совершеннейшее нагромождение разнополярных монетарных и экономических факторов, не позволяющих регулятору делать однозначные выводы, поясняет аналитик. Вместе с тем он понимает логику ЦБ, которого беспокоят резко возросшие инфляционные ожидания на фоне падения располагаемых доходов населения.
В конце концов, в том же русле (правда, в гораздо большем масштабе) поступил Центробанк Турции, подняв ключевую ставку до 24%, что привело к молниеносному укреплению лиры, — констатирует Рожанковский. © Сергей Фадеичев/ТАСССомнительное решение
И все же решение ЦБ эксперты воспринимают неоднозначно. Сам по себе рост ставки на скромные 0,25% не так страшен, отмечает Капустянский, но это может означать завершение процесса смягчения кредитно-денежной политики и переход к циклу ее ужесточения, а данная тенденция очень негативна для российской экономики.
Дальнейшее повышение ставки возможно, однако оно было бы нелогичным с точки зрения целостности взглядов ЦБ на российский финансовый рынок и макроэкономические прогнозы, считает Рожанковский.
Подобный разворот в приоритетах посылал бы очень неприятный сигнал международному инвестиционному сообществу о том, что Банк России может легко поменять свою точку зрения под действием внешних обстоятельств. Это не есть хорошо, — говорит он.Капустянский считает, что повышение процентной ставки может продолжиться вплоть до тех пор, пока регулятор не стабилизирует курс валюты, тем самым снизит инфляционные риски. Не исключает дальнейшего ужесточения монетарной политики и Егоров. ЦБ четко декларирует, что в этом вопросе будет исходить из оценки текущей ситуации и перспектив финансовой стабильности и волатильности национальной валюты, отмечает он.
© Станислав Красильников/ТАССВспоминая carry trade
Отличным индикатором завершения цикла повышения ставки станет остановка роста доходностей по ОФЗ, когда Минфин начнет спокойно размещаться, прогнозирует Капустянский. Пока российский госдолг не слишком пользуется спросом: Минфин уже неоднократно отменял аукционы.
Между тем еще недавно именно высокие процентные ставки Банка России обеспечивали популярность ценных госбумаг. На фоне почти нулевых ставок в развитых странах это привлекало спекулянтов в операции carry trade, которые во многом способствовали и укреплению рубля в 2017 году.
Однако теперь обстоятельства сильно изменились: ФРС уже давно запустила процесс повышения ставок, ЕЦБ вот-вот сделает то же самое. А угроза санкций против российского госдолга воздействует на инвесторов сильнее, чем жажда наживы.
Интерес к ОФЗ со стороны иностранных инвесторов может вернуться, но не ранее того, как станет известен ноябрьский пакет санкций США, — считает Егоров.Если санкции не будут включать госдолг или окажутся не такими суровыми, как полагают инвесторы, это, безусловно, послужит катализатором усиления интереса к инструменту и, соответственно, приведет к росту его котировок и снижению доходностей, поддерживает коллегу Рожанковский.