История

Удивительный асбест в арабском мире: «горное волокно» на Средневековом Ближнем Востоке

0 4949

Средневековый арабский мир после 750-х гг. н.э. раскинулся от Кабула до Толедо. Во многом повторяя очертания эллинистического мира на Ближнем Востоке, цивилизация ислама впитала в себя огромное количество античных знаний. В отличие от Европы, переживавшей воистину темные времена, арабский халифат пестовал знания древних мудрецов, включая и перерабатывая в своем универсуме наследие минувших эпох. Плоды этих трудов рассматривались многими современниками как настоящие чудеса. В этой статье мы поговорим о связи арабского мира и асбеста, легендарного «горного льна», из которого сегодня выпускают более 300 видов промышленной продукции.

Асбест был известен с античных времен. Историк Страбон, прославившийся своими трудами на всю Римскую империю, отмечал, что рядом с г. Карастос на о. Эвбее добывают камень, который «прядут как шерсть». Его тонкие нити обладают удивительной прочностью, и в то же время легкостью. Примерно об этом же пишет и Плиний Старший, утверждающий, что «есть камень для ткани, который растёт в пустынях Индии, обитаемых змеями, где никогда не падает дождя, и потому он привык к жару. Из него делают погребальные рубашки, чтобы заворачивать трупы вождей при сожжении их на костре; из него делают для пирующих салфетки, которые можно раскалять на огне». Также он описал и технологию обработки волокон. Волокна надо было толочь и «умягчать» в мыловарном щелоке, затем разделять на пряди, ссучивать и затем прясть. Если же желали изготовить негорящую бумагу, то асбест толкли вместе с водой, пока не образовывалось тесто. Затем его смешивали с клейстером и отправляли под пресс. При раскопках Помпеев были найдены тела, обернутые в асбестовые покрывала, а некоторые историки утверждают, что у Нерона был свой собственный асбестовый платок. Об этом рассказывает Валерий Петров в своих «Рассказах о трех необычных минералах».

Основной массив свидетельств о применении арабами асбеста приходится на X век. Так, путешественник Истохри, утверждал, что в горах Ферганы добывают камень, который можно прясть. Его называли ал-чироги-сонг или «фитильный камень». Как можно понять из названия, асбестовый фитиль, столь тщательно оберегаемый египетскими жрецами как основа для «вечных ламп», был вполне распространен на территории современного Узбекистана. Технология была довольно проста — в светильник, заполненный маслом, помещался фитиль либо только из асбестовой нити, либо с небольшим добавлением хлопка. «Горный лён» мог гореть десятилетия.

В более раннюю эпоху есть упоминание о более «суровом» применении асбеста — при легендарном Харун-Ар-Рашиде (786-809) некто Мухамед-бен-Язид проник сквозь завесу из греческого огня, будучи облачен в особые одежды. Он был изобретателем данного способа защиты и доказал в битве с византийцами, что страшный средневековый огнемет ему не страшен. Исследователи утверждают, что это может быть одним из первых свидетельств о появлении защитного огнеупорного снаряжения на основе асбестового волокна. Конечно, его можно подвергнуть сомнению, прежде всего потому, что греческий огонь представлял собой аналог современного огнемета. Из зева сифона через трубку подавалась либо аэрозольная смесь горючей жидкости, либо сама жидкость под напором, которая затем поджигалась. Эта фракция нефти обладала, скорее всего, высокой вязкостью и липкостью, т.е. с высокой долей вероятности налипла бы на асбестовые одежды. Современная практика пожарных и работников горячих цехов, носящих функциональные аналоги защитного снаряжения из асбеста могут подтвердить — хоть «горный лен» великолепно защищает от температуры и искр, то если облить человека мазутом и поджечь, всего через несколько секунд ему потребуется помощь. Вряд ли греки стали бы тушить смелого Мухамед-бен-Язида за линией фронта, даже будучи впечатленные его гением.

Впрочем, само наличие описаний негорючего волокна и изделий из него у арабских авторов указывает на то, что свойства «горного льна» были хорошо известны арабскому миру. Скорее всего, они восприняли их из знаний античных авторов, воспринятых через богатое эллинистическое наследие покоренных территорий. Свидетельства о производстве фитилей и одежды означают, что жители халифата видели в «горном льне» не исключительное чудо, но вполне рационально (насколько это вообще возможно в Средневековье) используемый ресурс. Для сравнения — знаменитая асбестовая скатерть Карла Великого, императора франков, воспринималась современниками как чудо. На этом часто наживались мошенники — вплоть до XVII века встречаются свидетельства о том, как монахам западноевропейских монастырей пытались продать негорючие обломки распятия или обрывки туринской плащаницы. Даже образованнейшие люди своего времени на Западе даже после «второго открытия» античности, последовавшего за крестовыми походами, часто оказывались более суеверными, чем их коллеги в средневековом арабском мире.