«Фокус» (Focus)
США, реж. Гленн фикарра, Джон Рекуа, в ролях: Уилл Смит, Марго Робби, Адриан Мартинес, Родриго Санторо, Джеральд МакРэйни, Б. Д. Вонг.
Как-то раз красавица Джесс решила обчистить красавчика Ники, да не вышло: он сам оказался тем ещё вором. Профессионалом высшего класса, способным убедить кого угодно в чём угодно, но при этом предпочитающего сколачивать свой капитал по мелочи — так безопаснее. Под его началом работает сплочённая команда в тридцать человек, которая за одну неделю в Новом Орлеане способна выскрести из карманов доверчивых граждан более миллиона долларов в совокупности.
Именно последним обстоятельством фильм и настораживает. Признаем откровенно: 99% будущих зрителей — не воры, а жертвы. Законопослушные обыватели, которые у ближнего своего ничего не крадут. И которые необыкновенно расстроятся, если вдруг останутся без часов или бумажника. Или вы скажете, что процент мною сильно завышен?.. Сколь сильно? Если доля грабителей в обществе всё-таки велика — картину ждёт заслуженный успех: как мастер-класс она порой безукоризненна. Уличное воровство показано здесь лихо и весело: раз-раз, готово — и впрямь одни фокусы. Но если честных людей в мире всё-таки больше, перспективы ленты сомнительны: как сочувствовать героям, руководствующимся принципом «Отвлеки внимание — и забирай всё, что хочешь»?..
«Стоп, — скажете вы, — воры и гангстеры — постоянные персонажи кинофильмов, многие из которых любимы самым широким зрителем!» Разумеется, да. Но фильм фильму рознь — и везде имеются свои нюансы. Взять, допустим, классическую «Аферу» — там герои Пола Ньюмана и Роберта Редфорда мстили грязному подонку за погибшего друга. Леонардо ДиКаприо в «Поймай меня, если сможешь» не столько крал, сколько обманывал, да если и крал, то не у рядовых американцев, а у корпорации. Легко оправдать и «Одиннадцать друзей Оушена», и «Отпетых мошенников», и прочих бандитов да жуликов, которые действительно так часто попадают в поле зрения кинематографистов. Возможно, тут срабатывает такой страховочный механизм: мы понимаем, что крадут не у нас — и крадут за дело. К тому же богач, сколько у него не укради, чаще всего всё равно остаётся богачом: миллионом больше — миллионом меньше. А ограбление банка — и вовсе святое дело: банкиры, как известно, сами воры.
Пожалеть героя Уилла Смита в «Фокусе» не получается потому, что он выступает как раз за «массовый бизнес» — предпочитая со своими коллегами красть копеечку за копеечкой, которые в итоге и дадут заветный миллион. Чемодан со шмотками, перстень с руки, телефон — вся добыча будет потом быстро рассортирована и продана перекупщикам. Ники — не джентльмен с большой дороги, а обыкновенный щипач, не выходящий на последнее «благородное» дело, а орудующий со своей бандой в толпе. В которой легко можете оказаться и вы, обычный зритель. И в кино, быть может, вы зааплодируете воровскому мастерству, а на деле заплачете, потеряв любимый гаджет или лишившись в чужом городе багажа с вещами первой необходимости.
Поэтому ключевая сцена картины, когда в герое просыпается азарт и ставки моментально поднимаются с одного доллара до пяти тысяч, а там до десяти, пятидесяти, ста — и целого миллиона! — при всём своём драматизме не производит должного впечатления: деньги нажиты преступным путём, а потому сочувствовать их потере не получается. Трудно забыть, что в поставленной на кон сумке — маленькие беды нескольких сотен человек, повинных лишь в том, что были беззаботны, беспечны и излишне доверчивы.
Где-то посередине сеанса закончившуюся, в принципе, историю «перезагружают» — и начинается совсем другая афера, с иным размахом, иными соперниками и иными мотивациями. И хотя именно здесь за героя можно было бы и «поболеть», сделать это не получается уже по другой причине: вторая часть «Фокуса» просто скучная. Грабить богатеньких авторам фильма почему-то не так весело, удовольствие от «охоты» уже не то — и лента еле-еле дотягивает до своего финала (который, впрочем, вылеплен в лучших традициях авантюрного жанра).
Как водится, в фильме есть важная мораль, привитая герою отцом, таким же вором: «В мире есть два типа людей: молотки и гвозди, — и тебе решать, кем быть». Звучит пафосно и красиво: конечно, всем захочется быть именно молотками. Но вспомним нашего Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме», — добавив к этому, что молоток лучше смотрится в руках не гламурного гада, а рабочего человека.