История Общество

Україна це Європа: претенденты на украинские земли сегодня

10 686

Ровно 75 лет назад, 15 марта 1939 года, в Закарпатье было провозглашено независимое украинское государство. Через 22 часа столица Карпатской Украины город Хуст был захвачен венгерскими войсками, а еще через три дня и вся остальная территория самостийного новообразования.

Одним из итогов Первой мировой войны стало появление Подкарпатской Руси – автономии в составе Чехословацкой Республики. В результате Мюнхенского сговора 1938 года низменное Закарпатье с городами Ужгород, Мукачево и Берегово отошло к Венгрии. Премьер-министр самопровозглашенной Карпатской Украины доктор Августин Волошин перенес столицу в Хуст и обратился к Гитлеру с просьбой взять новое государство под протекторат, чтобы помешать венграм оккупировать и его.

«От имени правительства Карпатской Украины прошу Вас принять к сведению провозглашение нашей самостоятельности под охраной Немецкого Рейха», - писал Волошин фюреру.

Рейх никак не отреагировал на просьбу Волошина, и 16 марта венгерские войска заняли Хуст, а к 18 марта и всю территорию Карпатской Украины.

1 В 1938 Венгрия ограничилась малой частью Закарпатья, а вскоре забрала его полностью © wikimedia.org

Некоторые украинские историки называют именно оккупацию Карпатской Украины венграми началом Второй мировой войны, поскольку она сопровождалась кровопролитными боями регулярных частей венгерской армии с воинскими образованиями Карпатской сечи . А провозглашение Карпатской Украины считается ярким примером проявления национального самосознания украинского народа.

Но почему же венгры предъявили свои права на территории, напомним, тогда еще Чехословацкой Республики, хотя венгерское население в Закарпатье не было национальным большинством? Для этого достаточно взглянуть на главные рукотворные достопримечательности региона – замки, построенные мадьярскими владыками. В Ужгородском замке и замке Паланок в Мукачеве об этом красноречиво свидетельствуют скульптуры птицы Турул – с этим мифическим существом венгры связывают важнейшие события в истории своего народа. В мукачевском замке Турул и вовсе венчает громадную стелу, установленную по случаю тысячелетия обретения венграми родины.


2 Мифическая птица Турул на памятнике тысячелетию обретения венграми родины в замке Паланок в Мукачево

Наивно полагать, что мадьяры об этом забыли. Сегодня в Закарпатье проживает свыше 150 тысяч венгров, что составляет более 12% от населения области. Венгерская националистическая партия «Йоббик – За лучшую Венгрию!» уже потребовала от новых киевских властей создать венгерско-русинскую автономию в Транскарпатском регионе на территории нынешних Закарпатской, Волынской и Львовской областей. Но голубая мечта мадьярских националистов, которую официально они не озвучивают, присоединить все Закарпатье к Венгрии. Этнические венгры, проживающие в Закарпатье, легко получают венгерские паспорта и право голосовать на выборах в парламент Венгрии.

И территориальные претензии к Украине имеют далеко не одни только венгры. На то же Закарпатье, точнее на его западную часть, претендуют словацкие националисты. Польские – мечтают о Западной Волыни и Галичине, но никаких реальных шагов в этом направлении пока не предпринимается. А вот притязания Румынии озвучиваются, если и не крупнейшими политиками, то в ведущих СМИ о них говорят регулярно. Речь идет в первую очередь о Северной Буковине, которая входит в состав Черновицкой области. Но претензии румын распространяются частично и на Винницкую, Одесскую и Николаевскую области. Не стоит забывать и том, что на Украине проживает около 100 тысяч человек с румынскими паспортами.

Претензии тяготеющей к Румынии Молдавии озвучил экс-министр национальной безопасности страны Анатолий Плугару. Он призвал «сформировать специальную государственную комиссию, которая выработает и юридически грамотно оформит территориальные претензии Молдавии к Украине». И надо сказать, что аппетиты у молдавских националистов немалые.

«При образовании и затем провозглашении в 1940 году Молдавской ССР Хрущев добился того, что Молдавия лишилась выхода к Черному морю на юге, исконно молдавской Черновицкой области на севере, а на левом берегу Днестра - городов Балта, Хотин, Измаил, Килия, Аккерман (ныне Белгород-Днестровский) с населением 200 тысяч человек. В общей сложности Украине подарили 96 городов на свыше чем 10 тысячах квадратных километрах молдавской земли с полумиллионным населением», - заявил Полугару.

Русские националисты, в основном маргинального имперского толка, также озвучивают территориальные претензии к Украине. В лучшем случае речь идет не обо всей Украине, а только о Харьковской, Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Херсонской, Одесской и Николаевской областях. Впрочем, русский национализм в России (в отличие от венгерского национализма в Венгрии, польского в Польше, румынского в Румынии, молдавского в Молдавии) подавляется всеми силами государственной власти (достаточно вспомнить Максима Марцинкевича, известного как «Тесак», который получил три года за публично кинутую «зигу») и даже в отношении Крыма официальная риторика РФ ведется о защите «русскоязычного населения», а не русского.

Но русские националисты есть не только в России, но и на самой Украине. Спектр мнений у них довольно обширен: от создания широких автономий в составе Украины до присоединения к Российской Федерации и создания независимых русских государств. С одной стороны, украинские власти последние 20 лет всячески пресекали процессы по самоорганизации русского населения (пророссийские движения не в счет). С другой стороны, именно радикальная риторика дорвавшихся до власти галичан, от которой и многие украинцы далеко не в восторге, становится толчком к пробуждению русского национального самосознания. А русских на Украине не жалкие десятые процента, как в случае с молдаванами, румынами, поляками, венграми и крымскими татарами, а целых 17,3 процента.

3 Портрет Павла Петровича Скоропадского в облачении Гетмана Украины. © wikimedia.org

Разыгрывая ульранационалистическую карту с мечтами об «Украине от Сана до Дона», украинские "наци" провоцируют всплеск радикальных настроений у представителей других народов, а кроме того, отталкивают многих украинцев, в том числе выходивших на Евромайдан. И дело здесь не в украинском национализме как таковом – желание народа быть хозяином в своей стране, сохранять и развивать свое культурное и духовное наследие в рамках независимого государства вполне понятно и естественно. И в этом украинцам готовы помогать другие народы Украины, и в первую очередь, русские. Проблема в насильственной украинизации по галицкому образцу. Вот, что об этом говорил в начале XX столетия гетман Скоропадский:

«Узкое украинство - исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет, и это является просто преступлением, так как там, собственно, и культуры нет. Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов - четыре польского или немецкого происхождения…При существовании у нас и свободном развитии русской и украинской культуры мы можем расцвести, если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций и никогда ничего великого создать не сумеем».

Плоды «узкого украинства» независимая Украина пожинает сейчас в Крыму. А станет ли эта жатва кровавой, покажет только время.