Любовь поляков к своим Восточным Кресам — Галичине и Волыни общеизвестна.
Narody chlopskie — так до сих пор ласково называют своих бывших холопов поляки. В шутку, конечно. Ну, какие холопы в XXI веке.
Впрочем, в самой Польше иногда всплывает тема аристократизма как врожденного, а правильнее сказать, наследственного качества поляков. И тут мы сталкиваемся со странным феноменом: с одной стороны, Варшава, конечно, прилюдно не называет тех же литовцев и украинцев холопами, но своих граждан панами считает.
А пан без холопа — все равно что рыцарь без оруженосца. Кто-то должен убираться в квартирах и мыть посуду. Впрочем, иногда называет и прилюдно.
В 2013 году на футбольном матче отборочного тура лиги Европы в Познани между «Лехом» и литовским «Жальгирисом» местные болельщики развернули огромный плакат «Литовский хам, на колени перед польским паном».
Не соблюли себя фанаты. Еще одна удивительная шляхетская убежденность — считать все земли, когда-либо принадлежавшие Польше, принадлежащими ей до сих пор. А то, что они сегодня находятся за границей, — просто историческое недоразумение, очевидное всем. То есть, весь мир знает, что Западная Украина, Западная Белоруссия, а также, между прочим, Литва — это бывшие польские территории. И, разумеется, сочувствует полякам, которые их случайно лишились. По вине, в основном, злых москалей.
Поэтому требование автономии для Львова хоть и выглядит курьезом, на самом деле подкреплено вполне конкретные аргументы. Львов действительно очень долго принадлежал Польше, строился поляками и жили в нем гордые шляхтичи. А предков современных галичан не пускали дальше людской.
И каждый раз, когда появлялась возможность, Варшава старалась вернуть Восточные Кресы.
Пока речь идет только о Западной Украине, воссоединение с «родиной» Западной Белоруссии — в перспективе. Впрочем, украинским националистам самим решать, где у них больше подгорает — на Западе, Востоке или Юге. Подозреваю, что западная часть сегодня находится под большей угрозой, благо что Верховная Рада сама выкопала себе яму, признав пакт Молотова — Риббентропа преступным.
Полякам осталось предъявить в каком-нибудь международном суде это постановление — образчик величайшей человеческой глупости и на его основании потребовать вернуть им все, что сама же Украина считает краденым. И, скорее всего, потребуют, как только дозреют.
А зреют давно — уже четверть века, не меньше.
Вот какие ценные указания дал в 2013 году своим единомышленникам один из польских журналистов Антоний Бохданович. И это вовсе не частное мнение маргинала — так думают многие современные «шляхтичи». Если не большинство. Ниже — тезисно.
• Мы в стольких областях могущественны. Геополитически мы — сильнейшее государство региона. Польша на международной арене должна быть более уверена в себе.
• В одном из своих выступлений Ярослав Качиньский сказал о том, что мы должны вести себя, как Паны, потому что мы ими являемся. По его мнению, так говорят о нас на Востоке, значит, должны и на Западе. Если другие государства могут так вести себя, так почему же мы, поляки, не можем?
• Пан расчетлив и холоден, не реагирует импульсивно на примитивные наскоки, направленные против него, игнорирует их. Тем самым он показывает, что противник недостоин его внимания.
• Мы всегда были народом, с которым считались. Если бы мы таковым не были, то почему три огромных государства совершили раздел нас, а не одно?
• Много сегодняшних европейских народов было под нашим владычеством: литовцы, латыши, эстонцы, белорусы, украинцы, русские, немцы, молдаване. Мы должны осознавать, что мы все-таки большое влиятельное государство. Наш голос должен звучать громче.
• Мы не должны комплексовать, раз не комплексуют ни израильтяне, ни ирландцы. Мы должны знать свое место, а оно, вне всякого сомнения, в первом, а не во втором ряду.
Узнав о состоявшемся форуме, сенатор польского Сейма от партии «Право и Справедливость» Ян Жарин заявил: «Без Львова, города, который всегда был верен Польше, нет польского народа. На сегодня это очевидно».
Польские адвокаты подготовили к Украине уже 1600 исков о реституции, которые будут поданы в суды сразу после отмены Киевом моратория на торговлю землей. И первый на очереди, разумеется, Львов. Честно говоря, я бы предпочел, чтобы бандеровцы отстали от Донбасса и Крыма, а занялись реальной проблемой — ползучей польской «реконкистой» Галичины и Волыни.