Политика

«Украина — страна сект»: тенденции экстремизма в постсоветском пространстве

7 2514

«Украина — страна сект»: анализ экстремистских тенденций в пост-советском пространстве

Для своевременного принятия эффективных мер, направленных на предупреждение экстремизма в России, а также для выявления и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, необходимо опираться на объективные данные. Работу над выявлением и анализом экстремистских тенденций ведут эксперты фонда «Народная Дипломатия», которые не так давно представили первый выпуск доклада «Экстремистские движения в России и украинский кризис».

Обложка представленного исследования © Фонд народная дипломатия

Впервые в мониторинг за «проблемными группами» помимо националистических организаций России вошел анализ деятельности групп левых экстремистов, радикалов с либерального фланга и исламистских группировок. Таким образом, доклад представил исчерпывающие данные о представителях всего политического спектра России.

Эксперты Фонда констатируют: нарастание масштабов межэтнических, межрелигиозных, а также социальных конфликтов является на сегодняшний день общемировой тенденцией, которая в полной мере затрагивает Российскую Федерацию и все постсоветское пространство:

Последние годы показывают, что угрозы от радикальных группировок, направленных на дезинтеграцию постсоветского пространства, обрели конкретные организационные формы на Украине, где после государственного переворота и досрочных парламентских выборов в Верховную Раду прошел целый ряд лидеров радикальных украинских националистов. Радикализация украинского политического пространства не может не сказываться на России. Поэтому важной работой является формирование объективной картины происходящих процессов, определение влияния украинского кризиса на радикализацию настроений среди политических групп в России,отмечают авторы доклада.

Экстремизм как часть современного политического процесса

«Особенность современного общественного устройства, причем не только в России, заключается в том, что экстремистские течения и идеология стали его неотъемлемой частью. Современное общество порождает некие формы экстремизма, которые становятся его частью. Экстремизм — это некая часть современного политического процесса. Следовательно, нужно учитывать потенциальные угрозы, которые он несет», — утверждает эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия», исследователь политических процессов постсоветского пространства Владимир Киреев.


© Марина Липкина

Естественно, что источники экстремизма лежат внутри самого общества, являются результатом действия механизмов, порождающих социальную, интеллектуальную и духовную маргинализацию. Это позволяет разным группам, находящимся на разных социально-экономических уровнях, применять экстремистскую идеологию, проникаться мыслью о том, что для достижения своих политических, культурных и религиозных целей можно применять насилие по отношению к другим группам людей. Этот феномен, что экстремистская идеология стала частью современного общества, используется нашими политическими недоброжелателями внутри страны и за ее пределами.

«Это стало частью политтехнологий управления обществом через его деструктивные процессы. Сейчас, в связи с событиями в соседнем государстве, стал очень популярным термин „гибридная война“, — продолжает Киреев. Западные державы фактически выступают против Советского Союза, который де-факто не существует, но, с точки зрения политических процессов, война против него продолжается».

Гибридная война предполагает, что непосредственные боевые действия являются лишь финальной точкой. Она сопровождается экономическими действиями, воздействием на идеологию, на массовое сознание, в том числе, через управление деструктивными процессами внутри общества недоброжелателя. Политические группы, идеологии, настроения, которые включают в себя экстремистский компонент, являются элементом воздействия на наше общество извне. Не учитывать этого факта нельзя, иначе мы будем беззащитны перед этим воздействием.

Существенная часть представленного доклада посвящена националистическим и левым организациям. Среди националистических организаций эксперты упомянули некоторые организации, которые уже прекратили свою деятельность, в первую очередь из-за украинского кризиса, отмечает эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия», постоянный автор аналитических докладов по мониторингу внесистемных политических организаций Евгений Валяев.


© Марина Липкина

«Одна из организаций, действия которых мы освещаем, — „Вотанюгенд“ (Wotanjugend), — говорит Валяев. — На сегодняшний день в России эта организация прекратила существование. Но 1-го апреля пришла новость о том, что в Чехии была арестована группа активистов „Вотанюгенд“. Возглавлял ее гражданин России, бежавший в Чехию, где сумел собрать группировку под таким же названием. Они существовали там около полугода, проводя какую-то общественно-политическую деятельность. Антиэкстремистское законодательство в Чехии намного суровее, чем в России: там за экстремистское высказывание можно получить от пяти до семи лет заключения. На данный момент эти люди арестованы».

В этом, на наш взгляд, и заключается опасность: это событие очень сильно бьет по имиджу России. Чешские СМИ пестрят заголовками о том, что российские экстремисты из «Вотанюгенда» действуют в Чехии и разрушают там национальное согласие. Поэтому то, что мы включили эту организацию в список, лишь подтверждает его актуальность.

Эксперты Фонда несколько лет проводили мониторинг левых организаций, пока в доклад включены лишь три организации, продолжает Валяев:

В доклад в первую очередь вошел анализ наиболее экстремистского образования среди левых радикалов — «Автономное действие». Кроме того, мы осветили изменение идеологии таких организаций как «Комитет за рабочий интернационал» и «Российское социалистическое движение». Стоит отметить, что включение в доклад некоторых организаций не означает, что они являются экстремистскими. Мы считаем, что их деятельность и публичные выступления имеют экстремистский подтекст. Мы не являемся судебной инстанцией, чтобы выносить вердикты. Мы — исследователи, которые в один доклад собрали информацию, накопленную за несколько лет.

Украинский национализм и экстремистские движения в России

Одним из авторов доклада выступил психолог Станислав Бышок, чьему перу принадлежит целый ряд книг по современной российской и украинской политике:

Украинский национализм стал господствующей идеологией в стране. Сейчас и лидер Организации украинских националистов Степан Бандера, и коллаборационисты Украинской повстанческой армии на официальном уровне, вплоть до президента страны, называются героями Украины, на которых следует равняться. Те процессы, о которых я писал два года назад, предрекая развитие событий, они, к сожалению, произошли.

«Те события, которые произошли и продолжают происходить на Украине — майдан, государственный переворот, война на востоке Украины — не могли не сказаться на активной политической деятельности внутри России, — продолжает исследователь украинского национализма Бышок. По его словам, авторы доклада попытались объединить подходы и экспертные знания о внутриукраинской проблематике и внутрироссийском экстремизме. — Это первый выпуск из запланированной серии докладов, который расскажет о том, как украинский кризис во всем его многообразии повлиял на экстремистские движения, идеологии, политические и религиозные течения в России».


© Марина Липкина

Украина — страна сект

«Все годы своей независимости Украина была и является страной, где разрешены любые секты, — отмечает Киреев. — В том числе и протестантских, и в исламской среде практически не осталось традиционного ислама. Это не значит, что все религиозные течения, которые есть на Украине, носят опасный для общества экстремистский характер. Тем не менее, это некая особенность страны».

На Украине существует легально действующая партия «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», и у нее было крымское отделение. Именно это отделение было тем самым «кадровым потенциалом», который в феврале 2014 года выставил три тысячи боевиков, готовых физически противодействовать сторонникам воссоединения полуострова с Россией. Официально на территории Крыма эта деятельность прекратилась, но куда делись эти люди? Некоторые из них поехали в Сирию, это подтверждено официальными лицами партии в Киеве. Частично они примкнули к батальону «Крым», который воюет на востоке Украины в рамках так называемой АТО.

Украинский кризис как лакмусовая бумажка для российских политических групп

На сегодняшний день в каждой из активных в России политических групп, будь то партии, движения или неформальные объединения, находятся те, кто выступает в украинском кризисе на разных сторонах, считают авторы исследования. «Анализируя заявления и действия различных идеологических групп, можно прийти к выводу, что украинский кризис показал значительную степень симулятивности политических идеологий, постулируемых политическими субъектами в России», — пишут эксперты в докладе.

Радикальные оппозиционные политики и организации склонны отказываться от идеологически мотивированной повестки в пользу ситуационной. Стремление к «слому Системы» и смене политического режима в России любой ценой (и безусловная поддержка аналогичных процессов, произошедших на Украине) заставляет интерпретировать украинские события исключительно в контексте борьбы с российской властью, а порой и государственностью как таковой. Именно в контексте внутрироссийской политической повестки делаются заявления, проводятся конгрессы, марши и иные мобилизационные мероприятия, а также — в наиболее экстремальных случаях — отправляются воевать добровольцы.


© Марина Липкина

Подводя итоги, эксперты Фонда подчеркивают, что экстремистские, в самой широкой трактовке данного термина, настроения и группы, их выражающие и распространяющие, присутствуют в разных формах в любом обществе. «В благополучных случаях эти настроения из экстремистских трансформируются в оппозиционные и находят разрешение в рамках демократического процесса», — говорится в докладе.

В неблагоприятных же ситуациях, напротив, происходит радикализация политической оппозиции (а зачастую и общества в целом), лозунги о «свободе, равенстве, братстве» или «свободе, честных выборах, мира во всем мире» сменяются коктейлем Молотова, звериной ненавистью к идеологическим оппонентам и той же войной, против которой, как казалось, изначально и выступали.