Скандальный процесс о принадлежности «Золота скифов» продолжится в октябре. Россия требует «вернуть» ей 2000 предметов из музеев Украины и Крыма
Суд Амстердама признал право Украины на скифское золото из собрания музеев Крыма
Апелляционный суд Амстердама перенес запланированную дату вынесения решения по делу о возврате экспонатов выставки «Крым. Золотой остров в Черном море» на 26 октября этого года. — сообщила в своем твиттере первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова.
Что такое «Скифское золото»
Скифское золото это название коллекции состоящей из двух тысяч предметов, которые использовались для оформления выставки «Крым: золото и секреты Черного моря». В коллекцию входят не только скифские золотые изделия, но и экспонаты из других областей и эпох.
Экспозиция выставки была составлена в 2013 году из экспонатов киевского Музея исторических ценностей и четырех музеев Крыма. Ее оценочная стоимость свыше миллиона евро.
В июле 2013 года коллекция была представлена в Рейнском краевом музее в Бонне. В начале февраля 2014 года выставка переехала в Амстердам, в музей Алларда Пирсона и должна была находиться там до августа. Однако «случился Крым».
После присоединения полуострова к России в марте 2014 года свои требования о передачи коллекции заявили музеи Крыма и Университет Амстердама, курирующий музей Алларда Пирсона, приостановил процедуру передачи ценностей до решения суда.
Россия предъявила требования передать коллекцию ей, на основании того, что предметы отправленные на выставку, являются неотъемлемой частью коллекций Центрального музея Тавриды, Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» и Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
Музей-заповедник "Херсонес Таврический"
Чье золото?
Как отмечалось в публикации «Русской службы Би-Би-Си», в марте 2014 все экспонаты, которым угрожало попадание в руки российской администрации, были переведены под прямое управление Минкультуры Украины. Минкульт заочно изъял эти экспонаты у крымских музеев и передал их на хранение в киевский Музей истории Украины.
В договоре с музеем Алларда Пирсона имелся пункт, что владельцем экспонатов выступает государство Украина в лице украинского Музейного фонда, расположенного в Киеве. Следовательно, возвращать коллекцию предполагалось не в Крым, а в Киев.
В конце концов, в августе 2014-го музей Алларда Пирсона выпустил официальный пресс-релиз, в котором заявил, что не находит возможным принять требования о возвращении экспонатов ни от крымских музеев, ни от Киева.
После двух лет юридических баталий, 14 декабря 2016 года Окружной суд Амстердама принял решение о возвращении коллекции Украине. В своем решении суд руководствовался конвенцией ЮНЕСКО, по которой художественные ценности должны быть возвращены суверенному государству, которое предоставило их для временной экспозиции.
Россия подала апелляцию, и в июле 2019 года Апелляционный суд Амстердама отложил принятие окончательного решения по этому делу.
Процесс возобновился в прошлом году и российская сторона оценивала свои шансы с оптимизмом.
15 июля 2020 года посол по особым поручениям МИД России Элеонора Митрофанова заявила, что коллекция будет возвращена музеям Крыма, пусть и не скоро
То, что эта музейная коллекция принадлежит крымчанам и крымской земле — неоспоримо, так же, как и принадлежность коллекции крымским музеям. Вопрос возвращения этой коллекции — это вопрос не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Но я уверена, что коллекция в конце концов будет возвращена в Крым, — сказала Митрофанова РИА Новости.В свою очередь, как отмечает ВВС, украинские юристы называют крымские музеи «фантомными институциями» и демонстрировали в суде документы, доказывающие, что музеи более не являются теми же украинскими юридическими лицами, которые подписывали договор с голландцами, а фигурируют в реестрах другой страны — России.
Периодически украинские участники спора напоминали в суде, что именно Россия, которая считает Крым частью своей территории, ответственна за катастрофу «Боинга» рейса МН17, в результате которой погибли 193 голландских гражданина.
Украина сумела закрыть «приоткрытый глаз» Фемиды
Важной тактической победой украинской стороны стал отвод судьи Апелляционного суда Амстердама Дуко Оранье после обнаружения его тесных связей с российской стороной. Сначала в ноябре 2019 суд отклонил требования о его отводе, на основании того, что он несколько лет работал на российскую компанию «Промнефтьстрой» в деле против ОАО НК «ЮКОС», а также тесно сотрудничал с адвокатами, которые представляют интересы крымских музеев по делу относительно «скифского золота».
В итоге, в октябре 2020 года суд принял точку зрения Украины и заявил отвод судье Оранье и назначил вместо него Джерарда Левина.
Мы считаем, что нельзя иметь дело с судьей, который говорит не всю правду. Поэтому это слушание было полностью посвящено вопросу, действительно ли Оранье говорил всю правду во время заседания прошлого года, — акцентировал нидерландский адвокат Маартен Сандерс, представляющий интересы Украины.Следователи из Нидерландов на месте крушения Boeing под Донецком
Шансы на возвращение выставки на Украину растут
В апреле этого года замминистра иностранных дел Украины Евгений Енин отметил, что спор вокруг «скифского золота» представляет собой важный международный прецедент.
Речь идет не только о возвращении артефактов — речь идет о существующем мировом порядке, системе международного права, которую российская сторона торпедирует своими действиями в течение последних семи лет. И Украина, и Нидерланды — страны-участницы конвенции ЮНЕСКО от 1970 года, и этот документ прямо определяет алгоритм решения подобных вопросов.Мы по-прежнему исходим из того, что указанные артефакты относятся прежде всего к государству Украина. Даже в тех договорах, на которые ссылаются представители так называемых крымских музеев — а они сегодня, подчеркну, финансируются оккупационными властями — четко написано, что это музеи, принадлежащие Украине, — заявил господин Енин.
На прошлой неделе представитель МИД Украины Эмине Джапарова заявила, что в ее ведомстве верят, что суд подтвердит решение Окружного суда Амстердама от 2016 года относительно возврата «скифского золота» на Украину.
Судя по всему, в российском руководстве осознают, что шансы вернуть «скифское золото» в музеи аннексированного полуострова невелики. Именно с этим осознанием, вероятно, связана тональность комментария пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
Сегодня он заявил, что вопрос возвращения в Россию скифского золота не находится в компетенции Кремля, хотя возвращение этих экспонатов было бы желательным.
В основном это, наверное, юристы следят, которые работают с нашим министерством культуры. Вопрос очень сложный. Но мы, конечно, хотели бы видеть возвращение домой этих экспонатов, — сказал господин Песков.При этом, ТАСС приводит странную оговорку Дмитрия Пескова, заявившего, что это не тот вопрос, «который находится, что называется, под контролем в администрации президента».
Между тем, в России существует должность специального представителя президента России по международному культурному сотрудничеству, которую занимает Михаил Швыдкой.
Этот высокопоставленный чиновник не раз высказывался на тему «скифского золота». Так, 31 августа господин Швыдкой заявил (цитата по Крым. Реалии (признано в РФ иноагентом))
Моя позиция заключается в том, что чем продолжительнее слушания, тем больше шансов, что восторжествует межмузейная справедливость и скифское золото из крымских музеев все-таки вернется в Крым. Таково мое понимание ситуации. Но трудно строить прогноз, — сказал Швыдкой агентству ТАСС.