Украина хочет всерьез и надолго заполнить свою газотранспортную систему российским голубым топливом. На переговорах с РФ и ЕС она намерена требовать долгосрочного контракта, а не на один год, и гарантий транзита в «достаточном количестве», чтобы хватило на обслуживание ГТС, заявил премьер-министр Украины Алексей Гончарук во время выступления в Верховной раде.
Он подчеркнул, что украинское правительство делает все возможное, чтобы соглашение по транзиту было подписано в максимально короткий срок. В частности, парламент страны уже принял закон, позволяющий разделить «Нафтогаз» и создать отельного самостоятельного оператора для транспортных систем.
«Это дает нам возможность апеллировать к нашим европейским партнерам, союзникам и выступать с общей позицией на переговорах», — сказал премьер.
С «Нафтогазом» договариваться не о чем: руководство компании заинтересовано в срыве транзита, и ее представители открыто заявляют, что никакого договора не будет, пояснял ранее «Ридусу» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, невозможность диалога с «Нафтогазом» все уже прекрасно понимают, в том числе и европейцы.
Между тем, по оценкам Национального банка Украины, обходные газопроводы, которые строит Россия, по суммарной мощности способны полностью заменить украинскую ГТС в ближайшие годы, и уже в 2020-м транзит российского газа может сократиться почти вдвое — с 90 до 50 млрд кубометров, а в 2021-м и вовсе до 30 млрд кубометров.
«Благодаря транзиту газа Украина получает около 3 млрд долларов в год. Его прекращение не только приведет к прямым потерям валютных поступлений, но и создаст риски для деятельности смежных секторов экономики и обеспечения собственных нужд Украины газом в целом», — предупреждают в НБУ.
Действующий десятилетний контракт между Украиной и РФ на транзит газа истекает в конце 2019 года. Теоретически все участники переговорного процесса не заинтересованы в повторении газового кризиса холодной зимы 2008—2009 годов, когда дело дошло до полного прекращения поставок на несколько дней. Но отопительный сезон близок, а трехсторонние консультации России, ЕС и Украины пока не приносят реальных результатов. Очередной раунд встреч планируется в ноябре.
© Zuma\TASSПротивоположные интересы
Россия и Украина совершенно четко обозначали свои позиции. Для Москвы идеальным вариантом был бы краткосрочный контракт на один год и совершенно неприемлемо долгосрочное соглашение на десять лет с гарантированным объемом прокачки не менее 60 млрд кубометров газа в год. Для Киева все с точностью до наоборот. Но в текущем переговорном процессе преимущество явно на российской стороне, особенно теперь, когда Дания наконец дала добро на строительство «Северного потока — 2».
Если ограничить спектр отношений России и Украины до транзитно-газовой тематики, что, наверное, возможно лишь в теории, то украинская ГТС важна для российской стороны еще один год. После чего, опять же в теории, Россия сможет обойтись без Украины, — отмечает главный аналитик ЦАФТ («Центр аналитики и финансовых технологий») Антон Быков.По его словам, у России есть и необходимый всем ресурс — природный газ, и возрастающая возможность его поставок на европейский рынок самостоятельно. На стороне Украины лишь угрозы сбоев поставок российского газа в Европу. Но это краткосрочное преимущество, и его ценность будет неизбежно и быстро сокращаться, предсказывает эксперт.
© Валерий Шарифулин/ТАССВремя работает на Россию
На этом фоне требования, которые предъявляет украинская сторона к «Газпрому», вроде выплаты 11,6 млрд долларов компенсации от занижения тарифов, и одновременное предложение заключить крайне невыгодный для холдинга контракт сразу на невероятно длительный срок выглядят совершенно абсурдно. Но время на российской стороне, а значит, инициатива в переговорах должна исходить именно от Украины.
После согласования „Северного потока — 2“ у России появилась возможность поторговаться подольше: ранее загруженных запасов в европейские хранилища вполне хватит еще на пару месяцев после прекращения транзита, — напоминает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.Однако, судя по комментариям с последней трехсторонней консультации, уступать свои позиции никто не хочет. Отсюда и тупик, который с логической точки зрения может быть преодолен либо активизацией Украины, возможно на встрече лидеров двух стран, либо нажимом ЕС на Украину, считает Быков.
Зная, как делаются дела в энергетической сфере на Украине, рассчитывать на оперативное отделение ГТС от „Нафтогаза“ следует только после основательного „пинка“ от европейских партнеров — потребителей российского газа, — добавляет Дадашев.Быков, в свою очередь, обращает внимание на опыт аналогичных структурных корпоративных изменений в других странах: этот процесс, при должном качестве, должен занимать несколько лет. Украина же приступила к выделению газотранспортной системы из «Нафтогаза» лишь этим летом. Так что вероятность успеха невысока, но шансы успеть до конца года остаются, считает аналитик.
В любом случае в обозримом будущем Киеву все же придется снизить требования и подписать среднесрочный контракт, чтобы и дальше получать деньги за транзит газа, которые так сильно нужны для поддержания на плаву разваливающейся украинской экономики, полагает Дадашев.
При этом речь не идет о полном отказе от услуг Киева, добавляет он. Во-первых, одним из условий Германии по строительству «Северного потока — 2» было сохранение роли Украины в транспортировке газа. Во-вторых, на новую магистраль были наложены ограничения третьего энергопакета, и теперь ее можно использовать только в половину мощности. Это значит, что для удовлетворения постоянно растущего спроса европейцев, отказывающихся от угля, потребуются все доступные трубы.