Кино

Украинцы восприняли «Нелюбовь» Звягинцева на свой счет

0 4861

Украинские зрители накинулись на продюсера нового фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» Александра Роднянского. По их мнению, фильм создает у европейских зрителей неверное впечатление об Украине и ее действиях в Донбассе.

Картина Звягинцева «Нелюбовь» открыла 70-й кинофестиваль в Каннах. Показ окончился длительными овациями публики, сообщали СМИ. Но это не говорит о том, что фильм был воспринят всеми зрителями однозначно. Впрочем, для картин создателя «Левиафана» это нормально.

В основу фильма легла семейная драма: супруги пришли к выводу, что никогда не любили друг друга, и решили развестись. В череде скандалов, взаимных упреков и дележки квадратных метров они не замечают единственного, что их объединяет, — 12-летнего сына Алешу. В итоге одним декабрьским утром мальчик решает сбежать из дома…

Некоторые зрители сочли семейную историю, показанную Звягинцевым, символическим выражением того, что происходит в России, да и во всем мире. Особое внимание русскоязычной публики привлекают мелькающие слова дикторов и телеведущих в квартирах главных героев. Среди прочих там появляется и Дмитрий Киселев с программой, посвященной ситуации в Донбассе. Это-то и обеспокоило украинскую аудиторию.

Это разворачивает фильм в неожиданную сторону и неизбежно вызывает серьезный вопрос — не примет ли иностранная аудитория его слова за чистую монету? размышляет обозреватель украинского интернет-проекта Buro 24/7 Алексей Тарасов.

По мнению автора статьи, знающие контекст украинские зрители воспримут Киселева «как и полагается» — как пропагандиста, вещающего о «распятых младенцах». Однако западный зритель может не знать этих тонкостей, отмечается в статье. В соцсетях Тарасов поясняет своим подписчикам: «…Лично видел западных критиков, которые сочувственно охали на словах Кисилева» (стиль и орфография автора сохранены).


Критик резюмирует: публика смотрит фильм о «душераздирающем безразличии», которое приводит к трагедии, видит героев, которым все равно, а в итоге — «последнее, что она выносит из зала, — слова диктора о деморализованной украинской армии и белых батонах хлеба среди разорванных снарядами тел».

По всему, «Нелюбовь» Звягинцева представляет собой фильм о нелюбви к Украине, заключает он. По его мнению, если Звягинцев еще мог допустить такое простодушие, то выходец из Украины Александр Роднянский — вряд ли.

Простые украинцы также увидели в этом своеобразное «предательство» от автора «Левиафана», который им особенно полюбился за создание «темного образа» России.





Нечто подобное увидела в ленте «Нелюбовь» обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова. По ее мнению, картина также переходит от частного к общему, демонстрируя через разрушение семьи более глобальные процессы: «Развод — война местного значения с жертвами, манипуляциями и спецоперациями».

Ответ авторов

Создатели картины утверждают, что не закладывали в нее политических подтекстов. «Да, „Нелюбовь“ — глубоко укорененная в обстоятельствах российской жизни картина. Она бескомпромиссна, как всегда у Андрея, но в ней нет ничего очерняющего, ничего такого, что могло бы возбудить политические страсти», — сказал в комментарии «Собеседнику» Александр Роднянский.

Андрей Звягинцев ему вторит: «Моя глубокая убежденность в том, что, если отбросить шоры пропагандистского взгляда на вещи, можно понять, что в этом нет никакой пропаганды», — цитирует режиссера РИА Новости.

Поговорили они и с украинским критиком, увидевшим предательство Украины в новой картине Звягинцева. Это произошло на пресс-конференции в Каннах. По словам Роднянского, сходство с жизнью героев картины «Нелюбовь» можно найти как в России, так и на Украине, и дело вообще не в политике. «А если смотреть на мир с вашей ограниченной и, скажем так, политически корректной позиции, то из этого ничего не выйдет. Звягинцев известен тем, что он против узкого взгляда на вещи. Поэтому все его фильмы о людях, а не о политиках», — добавил он, обращаясь к Алексею Тарасову.

«Это не политический контекст, это, скорее, какой-то метафизический страшный наш удел, которому мы сейчас являемся свидетелями. И участниками», — отметил в ходе той же пресс-конференции Андрей Звягинцев.