Несколько лет назад газета Oregonian Live писала о раздираемой внутренними противоречиями славянской диаспоре Портленда - тогда журналисты обнажали неблаговидные тайны русскоязычной общины, всеми силами пытавшейся вписаться в американскую действительность.
Эта сверхъестественная история в семье Петра Нахайчука произошла восемь лет назад. Будучи удачным предпринимателем, иммигрант из Украины Нахайчук вдруг оставляет успешный бизнес в сфере грузоперевозок и начинает заниматься миссионерской деятельностью, а также работой с неблагополучной американской молодежью.
- Однажды Петя привел молодого наркомана, предоставив ему ночлег под крышей нашего дома, - вспоминает супруга миссионера, Наталья. - С этого момента наша семья потеряла всякий покой!
Наталья встретила своего будущего мужа в Беларуси около тридцати лет назад. Поженились. Затем семейная пара иммигрировала в США по религиозной визе. Сегодня их дом открыт для изгоев американского общества - детей религиозных иммигрантов, попавших в наркотическую зависимость на новой родине.
- Мы приехали в Америку 20 лет назад, - за чашкой зеленого чая рассказывает 51-летний священнослужитель, - некоторое время я занимался организацией грузоперевозок по всем штатам. Наши дела шли неплохо. Но, однажды, путешествуя по России, Бог повелел мне начать реабилитационную деятельностью среди американской молодежи. Борясь с этим внутренним голосом, я решил свернуть свою бизнес-деятельность и зарегистрировал в Портленде благотворительную миссию под названием "Бог усмотрит".
Звонки поступали со всей Америки: Калифорния, Аляска, Айдахо, Нью-Йорк, Вашингтон, Массачусетс - к семье Нахайчук отовсюду обращались родители, чьи дети попали в химическую зависимость. Подобно американскому пастору Давиду Вилкерсону из Пенсильвании, организовавшему в 60-х годах прошлого века сеть реабилитационных центров в США и по всему миру, семья Петра Нахайчука начала принимать людей, попавших в зависимость от наркотиков.
Родители Станислава иммигрировали из Украины когда мальчику было четыре года. В возрасте 19-ти лет он был арестован полицией Портленда за распространение наркотиков. Проведя несколько месяцев в тюрьме штата Орегон, Стан получил уведомление о депортации на Украину. Так как первая родина не может принять его обратно, Станиславу приходится теперь постоянно проживать в центре.
На данный момент в США насчитывается пять реабилитационных домов миссии. Два из них в Портленде, и - по одному в Сакраменто и в Эверетте. В центре, находящемся на окраине Портленда, проходят реабилитацию 17 парней. Согласно статистике, шесть из десяти человек, прошедших полный курс программы больше никогда не употребляют наркотики. Этот результат превосходит показатели известной сети американских реабцентров "Тин Челлендж"!
- Часто сотрудники светских реабилитационных учреждений спрашивают меня, каким образом мы добиваемся таких впечатляющих успехов, - рассказывает директор центра, - я свидетельствую им, что мы стараемся принимать людей такими, какие они есть, доверяя им и всегда желая успеха, а также помогая в развитии их способностей. Наверное, это единственный секрет столь быстрого восстановления молодого поколения, которое долгое время воспитывалось с помощью жестоких религиозных установок.
Адам родился в Мексике, всю свою сознательную жизнь прожил в Аризоне. Попал в реабилитационный центр после того, как американские власти едва не депортировали его на родину ацтеков. Говорит, что "это лучшее место", где ему приходилось бывать. И действительно, смотря на дружную команду парней, нашедших последнее пристанище в этой самопровозглашенной коммуне, почему-то чувствуешь необыкновенный душевный подъем.
Показывая свое подворье, ребята заводят нас в большой ангар, где в свободное от занятий время реабилитанты собирают мебель, ремонтируют разбитые автомобили или занимаются на тренажерах.
За несколько последних дней мне пришлось выслушать столько шокирующих историй из жизни молодого поколения русскоязычной иммиграции, что порой даже не верится, что многое из рассказанного имеет место в реальной жизни. Однако, сегодня, в этом христианском кибуце ребята собирают свои жизни буквально по частям.
- Мне грозило семи лет тюрьмы и депортация. Однако судья, рассматривавший мое дело, дал мне всего один год "лагерей", - воодушевленно делится своей историей один из механиков, пришедших сюда всего месяц назад.
По словам администраторов благотворительной организации, в глазах правоохранительных органов Орегона миссия "God Will Provide" стоит наравне с такими социальными монстрами как департамент реабилитации населения штата или уже давно завоевавший авторитет Teen Challenge.
- Когда помощники шерифа города Портленд в очередной раз арестовывают нашего соотечественника, вместо того, чтобы везти нарушителя в КПЗ, зачастую дежурный офицер доставляет его в наш центр, - делится Джон Ткач. - Судьи нашего округа ставят молодых преступников перед выбором - или тюремный срок, или - прохождение реабилитационной программы в одном из наших центров. 28-летний Джон, в свое время доставлявший местной полиции немало хлопот, является сегодня вице-президентом миссии «Бог усмотрит» и работает среди потерявшей смысл в жизни молодежи.
Время обеда. Дежурный по кухне Адам из Аризоны приготовил настоящие мексиканские буррито! Подали также украинский борщ. Борщ, правда, немного подгорел, а вот вкус у буррито такой, какими я его помню из мексиканской Тихуаны!
- Перепробовав все известные наркотики, а также пройдя через несколько американских центров в округе, я наконец, попал сюда, - рассказывает мне за обедом сын румынского пастора, Джордж. - Тут я узнал, что не одинок в своей проблеме - около девяносто процентов ребят в этом центре являются детьми верующих родителей. Многие из них, будучи тинейджерами, бежали из своих домов, ища развлечений и свободы от скучной жизни, навязываемой им религиозными родителями.
В убежище для наркозависимых нет интернета, зато есть хорошая русская баня, построенная руками самих реабилитантов. За короткое время сауна стала неким социальным клубом не только для центра, но и для всей русскоговорящей общины Портленда. В будние дни здесь парятся реабилитанты, а на выходных - все желающие.
- Наша миссия существует уже около восьми лет, у нас в штате - более 160 сотрудников и волонтеров, зачастую не хватает людей и ресурсов, - говорит украинский Дэвид Вилкерсон из Портленда. - В приобретенных домах для центров практически нет мест, поэтому мы планируем купить еще несколько объектов на восточном побережье. В следующем году открываем центр в Нью-Йорке и Чикаго.