На днях в центре Киева перед зданием мэрии тысячи горожан устроили молебен за президента Украины Петра Порошенко, столичного мэра Виталия Кличко и всех депутатов Верховной Рады. Впрочем, с молебном в привычном понимании действо не имело ничего общего. Зомбированная толпа тянула руки вверх, раскачиваясь в экстазе из стороны в сторону под истеричные выкрики своих лидеров.
Все эти люди являются последователями Всеукраинского духовного центра «Возрождение» — религиозной организации, которая причисляет себя к харизматам. К их деятельности подозрительно относятся даже другие сомнительные протестантские течения христианства. Так, Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской призвал верующих держаться подальше от «Возрождения», поскольку его деятельность «близка к оккультной практике».
Скопище фанатиков у киевской госгорадминистрации стало поводом заговорить о распространении тоталитарных сект, которые чувствуют себя в Незалежной весьма вольготно.
Здесь можно вспомнить и спикера Рады Александра Турчинова — прихожанина церкви «Слово жизни», которую Российская ассоциация изучения центров религии и сект (РАЦИРС) относит к тоталитарным сектам, и украинского премьера Арсения Яценюка, которого подозревают в связях с Церковью сайентологии, и возрождение деятельности секты «Белое Братство», и много чего еще.
Молитва за единство Украины духовного центра «Возрождение»
© vo.org.ua
Вошедшая в транс наряженная в цвета украинского флага людская масса напомнила еще и о том, что к тоталитарным сектам — политическим, не религиозным — некоторые исследователи относят и собственно украинский национализм.
Еще в конце 30-х годов выдающийся русский общественный и политический деятель Василий Шульгин прямо называл украинское национальное движение сектой. В статье «Украинствующие и мы» он разделял самостийников на три группы:
Рисунок нидерландского художника-графика Маурица Корнелиса Эшера.
В конце 2000-х годов кандидат философских наук Виталий Даренский несколько модернизировал классификацию Шульгина, определив первый тип как рутинный, второй как циничный и третий как одержимый. Он указал на типичные признаки сектантского сознания «идейных» украинцев. В первую очередь, это «желание ничего не совершив, вдруг почувствовать себя избранным, особенным, принадлежащим к некоему „высшему“ кругу людей, стоящим над всеми остальными — несознательными, порабощёнными, тёмными и неразвитыми».
Но если в религиозном сектанстве это требует хоть каких-то регулярных усилий (молитв, исполнения заповедей, самообразования и т. д.), то в украинизме ничего этого не требуется. Здесь нужно объявить себя „идейным украинцем“ (а для этого нужно знать лишь несколько примитивных мифов и лозунгов), иногда посещать соответствующие собрания, — и чувство собственной значимости, избранности и возвышенности над несознательной толпой „совков“ и „манкуртов“ вам обеспечено, пишет Виталий Даренский.Здесь достаточно вспомнить любимые рассуждения «свидомых» о «рабском сознании монголо-кацапов» и «европейской культуре» украинцев: Украина — цэ Европа, Россия — дремучая варварская Азия.
Ко второму, циничному типу «идейных украинцев», Даренский относит политиков «оранжевой» ориентации — бывших комсомольцев, которые недавно выучили «мову»; преподавателей «истории Украины» — бывших преподавателей истории КПСС; зомбированных кухонным радио домохозяек, которые от скуки зомбируют и своих близких.
Гораздо интереснее маниаки чистой воды. Они часто весьма образованы. Иногда по своему честны... Если взорвать их идеологию бомбами несомненных фактов, они восклицают „тем хуже для фактов“ и сейчас же выдумывают в подкрепление своей мании новую аргументацию. Впрочем, всякие доказательства для них только линия второстепенных окопов. Цитадель же их в утверждении: хотим быть украинцами! Хотим и больше ничего. Пусть для этого нет никаких оснований вовне; основание — внутри нас, определял третий тип Василий Шульгин.По мнению Даренского, именно третий тип в наиболее чистом «виде» являет экзистенциальные истоки украинизма и, как правило, вызывает отвращение даже у представителей первого «рутинного» типа украинцев, сохраняющих естественное здравомыслие.
Член союза писателей России Светлана Замлелова в статье «Об украинствующих: секта в масштабах государства» провела параллели в методах воздействия на людей между религиозными сектами и современными украинскими идеологами. Она выделила и подробно с примерами разобрала двенадцать признаков секты, которым в полной мере отвечают идеологи и последователи украинства.
Способы работы всех этих организаций с клиентами, начиная с вербовки, абсолютно одинаковы и позволяют отнести их к тоталитарным сектам. Независимо от того, чему учат эти самые секты, их обустройство и существование основано на одних и тех же принципах, пишет Замлелова.
Молитва за Украину духовного центра «Возрождение»
© vo.org.ua
Это использование лжи при вербовке новых членов; отречение от семьи (русские украинцам не братья, а монголокацапы); обогащение лидеров; непогрешимость секты; собственный язык,; биполярное мышление (мир делится исключительно на белое (Украина, Запад) и черное (Россия)); подавление или уничтожение несогласных (трагедия в Одессе); изоляция членов секты (прекращение вещания российских СМИ, ущемление независимых журналистов); психическая предрасположенность (комплекс «младшего брата», вкупе с тиражируемыми мифами о притеснениях с стороны «москалей»); игра на чувстве общности (Кто не скачет, тот москаль!); эйфория и психологическая зависимость, собственное вероучение и гуру (Шухевич, Бандера и т.д.).
История знает примеры прихода к власти в государстве тоталитарных сект. Самыми успешными из них были нацизм и ленинская партия большевиков, в распоряжении которых оказались соответственно Германия и Россия. В обоих случаях в стране был развернут кровавый террор. Сегодня Украина объята гражданской войной, под ударами правительственных войск гибнут мирные жители, несогласные с доктриной секты бегут из страны, либо уничтожаются. Политическая секта взяла власть в свои руки, и кровь уже льется рекой.