Украинский флот, начавший двадцать три года свою бесславную историю, столь же бесславно «почил в бозе». Честно говоря, рано или поздно это и должно было произойти, но никто не предполагал, что все случится так быстро и так позорно.
Да, иметь сегодня собственный военно-морской флот это весьма престижно для любого государства. ВМФ — это не просто символ государства, это предельно статусная вещь. Есть современный ВМФ — значит, данное государство действительно что-то собой представляет и как самостоятельный политический игрок, и как полноценный экономический партнер.
Нет ВМФ — значит не состоялось. По этой причине клуб военно-морских держав весьма элитарен, а потому и немногочислен. И это, разумеется, не случайно. Дело в том, что ВМФ — это вовсе не некое количество кораблей, как думает обыватель, а сложнейший механизм, на создание и регулировку которого уходят десятилетия, а то и столетия.
При этом данный механизм столь дорогостоящ, что создание и содержание его под силу стабильным и состоявшимся государствам. Именно поэтому мы сегодня наглядно видим тенденцию постепенного сворачивания военно-морских флотов в государствах, которые утратили статус политически и самостоятельных держав. За примерами ходить далеко не надо — это и Польша (с ее традиционными непомерными военно-морскими амбициями), и Румыния, и Болгария и т. д. Сворачивают свои кораблестроительные программы и такие военно-морские монстры как Англия, Испания и Германия. Военно-морской флот всегда был весьма затратен, сегодня же он дорог почти фантастически.
Поэтому каждое государство в наши дни стоит перед выбором — создавать и содержать эту дорогостоящую структуру или же фактически расстаться с ней, занявшись более насущными вопросами. Все в конечном итоге упирается в те геополитические задачи, которое данное государство решает в данный исторический момент и в реальную экономическую мощь данного государства. Да и создаются военно-морские флоты не абы как, а так же под реальные геополитические задачи того или иного государства. Если государство видит свои задачи в охране и обороне побережья — это один флот, в охране морской экономической зоны — другой, в действиях на внутренних морях — третий, в решении глобальных задач на просторах мирового океана — четвертый.
Кстати и российский ВМФ в своем развитии прошел весьма нелегкий путь. Созданный волей Петра Великого, он впоследствии пережил все неизбежные детские болезни и в реальности стал на ноги лишь в 70-х-80-х годах XVIII века. Но у России просто не было другого выбора. Флот ей был жизненно необходим (в силу ее географического расположения и тех внешнеполитических задач, которые России приходилось и приходится решать), причем флот океанский и многочисленный.
Ну, а теперь вернемся к Украине. Как пафосно начиналась история ее ВМФ в начале 90-х годов! Сколько было громких заявлений, патетики и рассуждений об Украине, как о новой великой морской державе.
Еще вчера Украины была лишь одной из многочисленных республик СССР и вот, став в одночасье самостоятельной державой, она тут же решила обзавестись всеми государственными атрибутами, включая и самый престижный из них — военно-морской флот. При этом никого особо не интересовало, что на тот момент у Украины для этого не было совершенно никаких предпосылок ни политических, ни экономических, ни психологических. Был только каприз да мания величия дорвавшихся до власти панов. О том, что флот создается эволюционно и постепенно никто даже не желал думать. Только революционно и только все сразу. Вчера мы были еще никто, а сегодня будем уже великой морской державой! Но была ли Украина реально готова к созданию и содержанию современного военно-морского флота? Какие вообще задачи должен был бы решать флот этого государства? Сегодня мы можем твердо сказать, что к созданию и содержанию ВМФ Украина была совершенно не готова. Да и флот на вчерашний и сегодняшний момент времени ей не то что не нужен, а даже вреден, т. к. до последних дней своего существования он съедал большую часть бюджета, не принося никакой реальной пользы.
Есть такое понятие как сбалансированный флот. Это флот, в котором продуманны и выверены все составляющие части: определенному количеству конкретных боевых кораблей, построенных для решения конкретных боевых задач, соответствует конкретное количество вспомогательных судов, данные корабли обеспечивающих. Под эти корабли и суда создается конкретная береговая инфраструктура, система подготовки кадров, выстроена сложнейшая технологическая цепочка кораблестроительной кооперации, работает наука и ведется пропагандистско-воспитательная работа среди населения. На Украине ничего подобного не было и в зародыше. Там были лишь непомерные амбиции, глупая похвальба и националистический угар.
Если заглянуть в историю вопроса о рождении, скорбной жизни и печальной кончине украинского флота, то становится очевидным — это несчастное дитя было изначально нежизнеспособным, а потому вся история современных военно-морских сил Украины (ВМСУ) всего лишь затянувшаяся агония, продолжавшаяся почти четверть века. А потому мы с чистым сердцем можем сегодня констатировать, что бедняга просто отмучился. Думается, с кончиной украинского флота с облегчением вздохнули, прежде всего, в Киеве, ведь нет флота, нет и проблемы! Возможно, пока там этого еще не понимают и украинские политики полны амбиций. Но амбиции амбициями, а реальность реальностью! А она, увы, для Киева безрадостна — дорогостоящий эксперимент с военно-морским флотом завершился полным фиаско. Впрочем, нашим соседям свойственно вновь и вновь наступать на собственные грабли, а потому я не удивлюсь, если скоро в очередном националистическом угаре нам объявят о новых грандиозных планах создания великого украинского флота. Что ж, у нас будет повод посмеяться еще раз…
Сегодня, когда в интернете льются крокодильи слезы относительно того, что самостийников разоружают и выпроваживают с базирующихся в Крыму кораблей, следует напомнить, как все начиналось. Дело в том, что история нынешнего украинского флота началась с весьма неприглядной страницы — с вооруженного захвата группой заговорщиков сторожевого корабля СКР-112 и угоном его в Одессу. По всем международным нормам — это была самая настоящая пиратская акция со всеми вытекающими последствиями. При этом украинская пресса раздула это пиратство до размеров национального подвига. СКР-112 объявили «Авророй» украинской национальной революции, а преступника-командира — героем. Особо рьяные мечтали назвать мятежный сторожевик «Атаман Сидор Белый» и даже поставить его на Днепре, как все ту же «Аврору», чтобы демонстрировать потомкам. Ничего этого не случилось. Прибыв в Одессу, деморализованные мятежники устроили на корабле настоящую вакханалию и в считанные дни привели сторожевик в полную негодность. При этом они пьянствовали столь яростно, что один из офицеров умер, захлебнувшись в собственной блевотине. Сам же несостоявшийся «Сидор» был продан на металлолом уже в 1993 году, далеко еще не выслужив свой срок службы. Вот такая героика…
В принципе вся история украинского флота — это вовсе не история побед, как того хотелось бы украинским националистам, а история перманентного предательства. Так было в 1918 году, когда во избежание захвата германскими войсками в Севастополе флота, несколько проукраинских офицеров решили поднять на кораблях флаги союзного Берлину режима гетмана Скоропадского, а затем, когда, буквально через несколько недель, эта опасность исчезла, желто-блокитные флаги с такой же легкостью исчезли. На принципах предательства формировался и украинский флот в 90-х годах ХХ века. Чего стоит попытка пиратского захвата подводной лодки Б-871, когда матросы, запершись в отсеках, пригрозили взрывом подводной лодки, если украинские националисты-офицеры ее не покинут.
А чего стоит нападение в ночь с 10 на 11 апреля 1994 года украинских военнослужащих на 318-й дивизион кораблей резерва Черноморского флота, расположенный в Одесском порту. Тогда украинские десантники в полном вооружении ворвались на базу, избивали русских моряков, мародёрствовали, допрашивали с пристрастием мичманов и офицеров, а саму базу забрали в состав ВМСУ. А бесчисленные провокации в военной комендатуре Севастополя, силовые захваты кораблей в Николаеве и береговых частей — все это реальные «подвиги» украинских военморов. Так что не украинцам сетовать на «вежливых молчаливых людей».
Впрочем, иного от моряков ВМСУ ожидать не приходилось, так как и шли на украинский флот далеко не самые лучшие представители офицерского военно-морского корпуса. ВМСУ стал последним прибежищем неудачников, стремившихся на волне украинского национализма сделать карьеру. Типичным представителем этой плеяды является нынешний министр обороны Украины адмирал Тенюх, списанный в свое время из плавсостава за профессиональную некомпетенцию на береговую базу. Однако никчемный офицер отличался высочайшим национальным самосознанием и готовностью хоть сейчас воевать с Россией (тогда это было обязательным условием приема в ВМСУ!), а потому сделал головокружительную карьеру. Ну и что, что бестолков, зато предан без лести! А чего стоит иудино поведение первого командующего украинского флота контр-адмирала Кожина, который, вечером поклявшись в верности присяге и Черноморскому флоту адмиралу Касатонову, уже на следующее утро, как небезызвестный Мазепа переметнулся в другой стан. Ну, чем не герой украинской нации! Не хуже был и следующий командующий ВМСУ вице-адмирал Бескоровайный. Служивший на Северном флоте, он посчитал, что его там незаслуженно обошли в должности и тут же перебежал на Украину, чтобы удовлетворить свои непомерные амбиции. Тоже достойный пример для подражания, ибо, где больше платят, там и служим. Не отстал от старших товарищей и третий предводитель ВМСУ адмирал Ежель. Сейчас, будучи послом майдана в Белоруссии, он яростно призывает к крестовому походу на Россию, что вполне закономерно — адмирал добросовестно отрабатывает свои серебренники.
Удивительно, но начало украинских ВМС как в зеркале отразилось в его бесславном конце — бегстве в Одессу единственного украинского фрегата «Гетман Сагайдачный». С бегства в Одессу ВМС Украины начали свою историю и тем же бегством эту историю завершили. История имеет свойство повторяться, вначале в виде трагедии, а затем в виде фарса. В свое время трагедией был мятеж и побег в Одессу черноморского броненосца «Потемкин». Затем все повторилось в виде фарса с СКРом-112 и теперь уже в третий раз с побегом в ту же Одессу «Гетмана Сагайдачного». Судьба «Потемкина» была, как известно печальной. Неприкаянный мятежный корабль, побродив неделю по Черному морю и получив прозвище «корабля-скитальцы», затем сдался румынским властям. СКР-112 бесславно сгнил у причала и был продан на металлолом. Не надо быть провидцем, чтобы понять — судьба «гетмана» будет столь же безрадостной.
Помимо кораблей и береговой инфраструктуры в 90-х годах Украина прибрала к рукам и два военно-морских училища, которые ей вообще-то не были и нужны. Ну, для чего, скажем, было незалежной забирать у России Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище! Ведь в нем готовили инженеров ядерных энергетических установок для атомных подводных лодок. А атомоходов в ВМСУ не предвиделось даже в отдаленном будущем. Но все равно забрали, отчасти от жадности, отчасти из вредности. Надо ли говорить, что СВВМИУ вскоре прекратило свое существование, а ВВМУ им. П. С. Нахимова влачило самое жалкое существование. Его выпускников просто некуда было девать, т. к. украинский флот был просто не нуждался в таком количестве выпускников. А потому бедолаги шли служить и инспекторами ГАИ, и пожарными. Вот такая украинская военно-морская романтика!
Впрочем, что касается старших офицеров, то их регулярно натаскивали в НАТОвских учебных заведениях, где учили не только воевать по западным стандартам, но и ненавидеть Россию. Эту школу прошли многие руководители ВМСУ, включая нынешнего министра обороны Украины. Толку от этого, однако, было немного. Украинские корабли традиционно безграмотно маневрировали, а то вообще теряли ход на совместных НАТОвских учениях, превращаясь в посмешище для «стратегических партнеров».
Наверное, мало кто знает, но в Львове в начале 90-х годов трудилась целая группа специалистов, сочинявших особый украинский военно-морской язык и переводивший на него Корабельный устав и другие документы. Разумеется, и из этого так же ничего путного не получилось. А потому до самого последнего дня на кораблях ВМСУ команды отдавались на русском языке, на русском велась и техническая документация, да и общались по служебным вопросам украинские военморы между собой так же больше на русском, чем на ридной мове. Украинские же командные слова использовались в основном при инспекциях киевских начальников.
За все годы своего прозябания ВМСУ так и не стали настоящим флотом ни по боевой подготовке, ни по боевому духу, не по традициям. Вспомним, что если гимн Украины, это всего лишь калька с гимна Польши, то флаг военно-морских сил Украины — это калька с военно-морского флота кайзеровской Германии. Кто не верит, сравните эти флаги. Увы, но даже в этом Киев не создал ничего своего, как говорится, не хватило ни ума, ни фантазии.
Не открою большой тайны, если замечу, что в Севастополе моряки ВМСУ, в отличие от российских моряков, всегда были нелюбимы и даже презираемы местными жителями. Как не вспомнить здесь постыдную провокацию украинских военморов относительно установления мемориальной доски на Графской пристани Севастополя! Тогда против этой бандеровской акции встал весь город. Дело дошло до открытого противостояния и уголовных дел, но севастопольцы добились своего, и памятная доска в честь ненавистного украинского флота была сорвана и выброшена в море.
Пиратское рождение флота, перебежчики-командиры и презрение севастопольцев, а так же чувство собственной ущербности почти сразу породило у украинских моряков комплекс неполноценности. Психологи знают, что этот комплекс проявляется, прежде всего, в создании мифов о собственном величие. И тут Украина поистине впереди планеты всей. Чего, к примеру, стоит тот факт, что узнав, о приближающемся в 1996 году 300-летии Российского флота (в 1696 году боярская дума издала указ, начинавшийся словами: «Морскому флоту быть…»), львовские историки тут же объявили, что флоту Украины целых… 500 лет. Правда, при этом западенские историки так и не могли увязать разбойничьи казачьи ватаги с регулярным флотом. Но это ли проблема, когда надо доказать что мы лучшие и древнейшие!
А как громогласно заявляли на Украине, что первые в мире подводники — это, конечно же, украинские казаки, которые якобы, переворачивали свои челны-«чайки» и в таком «подводном виде» плавали по хлябям Черного моря на страх туркам. Чтобы на деле доказать свой приоритет, украинским курсантам бывшего ВВМУ им. П. С. Нахимова было велено провести эксперимент — перевернуть один из ялов кверху днищем и поплавать как плавали храбрые подводники-казаки. Увы, ничего путного из этого не получилось. Перевернутый ял мгновенно затонул, едва не погребя с собой незадачливых подводников.
А не анекдотом ли выглядит веселая история с учреждением дня военно-морских сил Украины? Великий день ВМСУ украинские власти меняли, наверное, раз десять. Вначале они пытались праздновать назло России свой праздник перед нашим днем ВМФ, потом, наоборот, позже. В конце концов, когда выяснилось, что у ВМС Украины нет даже мазута, чтобы провести морской парад, они тут же присоседились к россиянам и гуляли уже за их денежки, как говорится за ваш счет да к вам в гости. И уж совершенно анекдотичным было установление киевскими правителями в Севастополе памятника в честь украинского флота в виде… пьяного пляшущего запорожского казака. До сих пор я так и не смог понять, почему именно пьяный казак стал олицетворением всего украинского флота? Может в этом есть некая великая украинская тайна, которую нам не дано понять! К чести городских властей Севастополя жуткую скульптуру все же хватило ума не ставить в центре города. Ее спрятали в глубине одного из отдаленных парков. Надо отдать должное и юмору севастопольцев, которые сегодня решили не сносить статуй невменяемого казака, а оставить его в память о недолгих конвульсиях ВМС Украины.
Разумеется, что захваченные и угнанные украинскими «героями» корабли по определению никогда не могли стать настоящим флотом. Однако незалежным флотоводцам эта истина была невдомек. Поэтому в 1996 году при разделе Черноморского флота они хватали все, что только можно было ухватить, не задумываясь над тем, надо это или нет. К примеру, ВМСУ с радостью прибрали себе часть арсенала Черноморского флота, даже не удосужившись разобраться, что собственно храниться в «укранизированных» штольнях. Прозрение пришло позднее, когда, осмотрев вожделенную добычу, украинские моряки взгрустнули — в штольнях хранились абсолютно никому не нужные снаряды давно распиленных крейсеров проекта 68-бис и списанных еще в 50-е годы ХХ века линкоров. Подсчет во сколько обойдется утилизация всего этого нахапанного «богатства» сразу надолго испортило настроение украинским военноначальникам.
Как известно, при разделе Черноморского флота Украина с пеной у рта требовала себе ровно половину корабельного состава и береговой инфраструктуры, утверждая, что это будет началом великого украинского флота. О каких-то конкретных задачах, под которые бы организовывался будущий флот, о реальных политических и экономических возможностях Украины никто и думать не хотел. Девиз был один: заграбастать как можно больше! На деле же все обернулось тем, что практически все переданные Киеву корабли и вспомогательные суда были тут же проданы зарубежным фирмам, боевые на металлолом, а вспомогательные частным фирмам. А вырученные деньги поделены между государственными мужами и флотоводцами. Казалось бы, продали и все, успокойтесь! Но не тут-то было. На протяжении почти двух десятков лет из Киева и Львова слышались заявления о скором возрождении великого украинского флота. Львовские теоретики грезили армадой десантных кораблей, которая бы высадила морскую пехоту на «принадлежащую Украине» Кубань и «освободила» бы тамошних казаков от русской тирании.
Ну, а киевские теоретики, давно оторвавшись от реалий жизни, мечтали об океанских армадах. Порождением этих грез стала разработка корвета проекта 58250. Этих «кораблей ХХI века» украинские флотоводцы намеревались построить целых 14 единиц, чтобы явить свой флаг всему цивилизованному миру. Но мечты мечтами, а, реалии реалиями. Поэтому вскоре 14 корветов превратились в 12, потом в 10, затем в 6, в 4… Наконец, было объявлено, что будет построен всего один корвет, но зато такой, что увидев его от зависти, сдохнут адмиралы всего мира! Имя будущему корвету дали с претензией «Князь Володимир». Увы, вскоре выяснилось, что и одинокий «Володимир» вряд ли когда-нибудь выйдет на морские просторы. Бравурные сообщения о плановом ходе строительства быстро исчезли со страниц прессы, зато появились сообщения о «некоторых недостатках финансирования», потом вообще наступила тишина. Увы, но сегодня мы можем с уверенностью сказать, что если Украина не способна содержать даже имеющиеся у ней корабли, то, что тогда говорить о создании новых! Поэтому бедняга «Володимир», видимо, умер еще в утробе судостроительного завода, так и не увидев моря. Вечная ему память! Впрочем, особо расстраиваться не стоит, ведь на стапелях знаменитого Севмаша уже сошел со стапелей новейший атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения нового поколения «Князь Владимир». Вот этому «Владимиру» под Андреевским флагом действительно суждено покорять мировой океан, внушая уважение и трепет нашим «стратегическим партнерам».
Мировая военно-морская история вряд ли знает столь убогое зрелище, какое представляли собой ВМС Украины даже в годы их расцвета. Какие, к примеру, реальные боевые задачи могла выполнять эскадра украинского флота, когда одно перечисление типов входивших в нее состав кораблей заставляет усомниться в психической нормальности украинских флотоводцев.
Итак, флагман украинской опереточной армады — пограничный сторожевой корабль океанской зоны «Гетман Сагайдачный», лишенный не только ударного оружия, но и элементарных средств ПВО. С военной точки зрения его боевые возможности абсолютно нулевые, и в реальном морском бою он будет лишь легкой целью, а заодно и братской могилой для своего экипажа. Второй чудо ВМСУ — корабль управления «Славутич», строившийся как самоходная база по разгрузке и обезвреживанию реакторов атомных подводных лодок. В ВМСУ же он изображал корабль управления! Тут комментарии вообще излишне. Для чего украинцам понадобилось это бесполезное сооружение, вообще не поддается никакой логике.
О первенце украинского подводного флота «пидвидным челне» «Запорижье» рассказано столько анекдотов, что только их пересказ займет несколько страниц. Отметим лишь то, что во время бесконечного ремонта этой субмарины было истрачено столько средств, что их хватило бы на постройку нескольких новых подводных лодок. В результате отремонтированное «Запорижье» смогло лишь один раз выйти в море и в окружении всех аварийно-спасательных сил погрузиться на перископную глубину. Дальше погружаться украинские подводники просто не рискнули. На этом собственно вся боевая деятельность украинского подводного флота и завершилась.
Помимо этого паноптикума в составе украинского флота имелось три малых противолодочных корабля, один из которых был пограничным и, следовательно, так же не имел никакого ударного оружия и оружия самообороны. Десантные силы ВМСУ были представлены одним большим десантным кораблем и одним средним. Был, правда, еще когда-то и новейший десантный корабль на воздушной подушке. Но его по пьянке загубили, а потому быстро списали на иголки. Помимо этого имелась еще пара старых тральщиков и несколько катеров. Вот и вся военно-морская гордость Украины! По сути настоящего боеспособного флота Украина так и не смогла создать. Коллекция случайных кораблей по своей нелепости и несуразности больше напоминала разношерстную казачью ватагу, чем регулярное военно-морское соединение. К 2010 году стало очевидным, что дни этого «морского гоблина» сочтены. С каждым годом все меньше кораблей могли не то, чтобы решать хоть какие-то реальные задачи, а даже просто выходить в море. С каждым годом все больше кораблей списывались на металлолом. При этом киевские политики натужно делали вид, что с украинским ВМФ все обстоит прекрасно, а тот уже был смертельно болен, мучительно агонизируя. Поэтому, даже если бы Украина не пережила никаких сегодняшних политических потрясений, все равно через 5−8 лет украинский ВМФ стал бы достоянием истории.
Стремительное же развитие событий начала 2014 года, фашизация Украины, возвращение Севастополя и Крыма в состав Российской Федерации не составили для ВМСУ и последнего шанса на выживание. Один за другим украинские корабли спустили свои прокайзеровские флаги и подняли флаги Андреевские. Тот факт, что из двадцати двух тысяч украинских военнослужащих, служивший в Крыму, (а львиную долю из них составляли офицеры и матросы ВМСУ) лишь две тысячи заявили о своем желании продолжить службу на Украине, явилось ударом для киевских властей. Хотя этот факт — вполне закономерный итог всей истории украинского флота.
Чего, к примеру, стоили сообщения, как на заблокированных силами севастопольской самообороны кораблях украинские моряки гордо пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и, якобы кричали: «Русские не сдаются!» Да, русские на самом деле не сдаются, так как служат своему русскому Отечеству и русскому флагу, а героический «Варяг», как известно, никакого отношения к показной «храбрости «украинских военморов не имеет, так как это песня о русском корабле под русским флагом, но никак не об украинском: «Мы перед врагом не спустили гордый Андреевский флаг…» Показательно, но у украинских моряков не нашлось своего примера для подражания, чем пример русского крейсера «Варяг». Показательно и то, что никто из украинских моряков даже не подумал крикнуть: «Украинцы не сдаются!» И это понятно, потому что, как раз украинцы и сдаются, и перебегают из одного стана в другой везде и всегда. Неплохо это получается сегодня и у украинских моряков.
Бациллы предательства, породившие двадцать три года назад военно-морские силы Украины, в конце концов, их и уничтожили. Уже известного нам адмирала Тенюха заместитель командира украинского батальона морской пехоты на днях в прямом эфире обвинил в предательстве и демонстративно покинул эфир. В ответ Тенюх лишь что-то промычал. Все это вполне закономерно…
Сейчас в Одессе нашел себе прибежище последний из украинских кораблей «Гетман Сагайдачный», да несколько утлых катеров. Судьба остатков ВМСУ настолько печальна, что я испытываю к ним только жалость. Эти ошметки флота не нужны сегодня ни торговой Одессе, ни стоящему на краю экономической катастрофы Киеву. Круг замкнулся — флот начавший свою историю с измены и предательства, самоуничтожил себя в результате того же предательства.
Когда-то У. Черчиль сказал мудрую фразу: «Для того чтобы построить корабль надо всего три года, для того чтобы создать морскую нацию надо триста лет!» Увы, но украинский военно-морской эксперимент лишний раз доказал правильность этих слов. За двадцать три года незалежности у Украины так не появилось ни кораблей, ни морской нации. А потому трезуб, венчающий герб Украины так и не стал трезубцем бога морей Нептуна, да, видимо, никогда уже и не станет. Но горевать по этому поводу нам право не стоит.
Секретарь союза писателей РФ, капитан 1-го ранга В. Шигин.