Кино

Уоллес, Громит, барашек Шон – и другие шедевры студии «Aardman»

6 1026

Визит режиссера Питера Лорда в Москву. © Антон Белицкий/Ridus.ru

26 апреля в прокат выходит новый анимационный фильм «Пираты: Банда неудачников». В связи с этим в Москве побывал режиссер Питер Лорд, основатель легендарной студии «Aardman». Киноридус решил напомнить своим читателям главные шедевры, к которым этот великий человек причастен.

Клип на песню Питера Гэбриэла «Sledgehammer» - один из самых впечатляющих в истории. Снятый буквально на заре музыкального видео, – в середине 80-х этот жанр только-только начинал всерьез развиваться, - он показал: возможно всё! Была бы только фантазия – и руки, способные все придумки осуществить. На четвертой церемонии MTV Video Music Awards в 1987-м году клип не только был признан «Лучшим видео», но и установил рекорд, который держится вот уже 25 лет: наибольшее количество наград, полученных за одну церемонию. Призов было девять - а если считать спецприз, врученный лично Гэбриэлу, то и все десять. Питер Лорд на пару с режиссером клипа Стивеном Джонсоном был отмечен за лучшие спецэффекты.

Уоллес и Громит, без сомнения, самые знаменитые создания «Aardman Animations» и режиссера Ника Парка. Болтливый, чудаковатый технарь-изобретатель и его верный пес, который молчит, но всё понимает лучше своего хозяина, стали такими же «послами Англии» в мире, как и Шерлок Холмс с доктором Ватсоном. Прекрасная пара фигурировала в четырех короткометражных мультфильмах, в нескольких совсем крохотных и в одном большом суперхите – «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня». Но по части гениальности хочется выделить самое первое их появление: «Пикник на Луне» (или «Великий выходной», 1989). Если пингвина-грабителя, собаку-робота и превращающегося в Уоллеса зайку еще как-то можно впихнуть в некие логические рамки, то полет на Луну за сыром и встреча с автоматом, мечтающим покататься на лыжах, - уже совершенно за гранью постижимого. Но за это мультфильм и любим зрителем – как блистательный образец английского абсурда.

Забавно, что первый «Оскар» – за пятиминутку «В мире животных» (Creature Comforts, 1989) – был выигран студией и лично Ником Парком в острой борьбе… с самими с собой: другим претендентом на премию был как раз «Пикник на Луне». Стилизованные под телевизионные интервью монологи семейства белых медведей и других животных приглянулись и профессионалам, и зрителям. Вскоре они стали частью рекламной кампании электрических обогревателей, в которой зверушки рассказывали, насколько им стало лучше жить, когда в доме появилась новая чудо-техника. Позже, уже в нулевые, под тем же названием и с той же концепцией появились два мини-сериала – британский и американский.

«Побег из курятника» (2000) – первая попытка студии и режиссеров Питера Лорда и Ника Парка создать полнометражное кукольное кино. История про куриную ферму, обитательницы которой обеспокоены своей дальнейшей судьбой и потому возлагают большие надежды на петуха, умеющего летать, не была лишена изъянов, зато показала - составить достойную конкуренцию «Диснею», - в то время бесспорному монополисту на рынке анимации, - вполне возможно. Ведь это сейчас мультфильмы заполонили экран и появляются так часто, что не успеваешь их все пересмотреть. А в начале века «Побег из курятника» был лишь одной из первых «ласточек», предвещавших новую эру. И даже соответствующую оскаровскую номинацию придумали только годом позже.

Впервые барашек Шон появился как второплановый – но запоминающийся – герой «Стрижки “под ноль”». Да, без его самоотверженной помощи Уоллесу и Громиту пришлось бы весьма туго! Оценив усилия барашка, студия и Ник Парк подарили ему целый сериал, включающий восемь десятков семиминутных серий (2007-2010). Как и Громит, Шон не только молчалив, но и умён – однако тщательно пытается скрыть последнее от своего близорукого хозяина. Другие овцы в этом умении от него не отстают.

Крысы – не самые очевидные герои для веселого и приятного во всех отношениях фильма, адресованного детской аудитории. Но в 2006 году ленте «Смывайся!» удалось переломить стереотип и представить крыс бодрыми, жизнерадостными созданиями, которым ничто человеческое не чуждо (схожий по идее «Рататуй» вышел на полгода позже). Мало того – создатели фильма во главе с режиссерами Дэвидом Бауэрсом и Сэмом Феллом заставили нас полюбить даже слизняков – которые здесь поют песни и создают, что называется, атмосферу. Кстати, «Смывайся!» принципиально отличается от прочих творений «Aardman» тем, что в отличие от других пластилиновых шедевров является полностью компьютерной анимацией.

Барашек Шон, Уоллес и Громит присутствуют и в новой работе студии – мультфильме «Пираты: Банда неудачников». Причем не просто присутствуют – а в золоте: их фигурки хранятся в сокровищнице королевы Виктории (что можно заметить, если внимательно приглядеться). Любовь к деталям, в том числе и подобного рода, - прекрасная черта, свойственная всем работам Питера Лорда и «Aardman».

«В кукольном мультфильме есть что-то невероятно притягивающее, - признался режиссер, будучи в Москве. - Мы, люди, любим оживлять предметы, это лежит глубоко в человеческой психике. И наш зритель знает: это сделано руками, это реально». После чего добавил, что его счастье – это как раз его руки. Руки, которые оживляют простые, казалось бы, фигурки и делают так, чтобы мы по-настоящему поверили, что это – и в самом деле Пиратский Капитан и вся его незадачливая команда.

Визит режиссера Питера Лорда в Москву. © Антон Белицкий/Ridus.ru