Религия Экономика

Упаковка со священными символами среди мусора оскорбила чувства верующих

0 10194

Представители традиционных религий выступили против использования сакральной символики на упаковке различной продукции во всех случаях, когда она не может быть утилизирована согласно религиозным предписаниям.

Так православные, католики, мусульмане и иудеи отреагировали на прецедентное судебное разбирательство вокруг соответствия алкогольного бренда Saint Vincent («святой Викентий») законодательству о защите чувств верующих.

Как выяснил «Ридус», во всех четырех самых распространенных в России религиях есть норма, согласно которой вышедшие из употребления предметы с религиозной символикой подлежат особой — благоговейной — утилизации. Конкретный обряд в разных религиях может различаться, но суть сводится к тому, что верующие сперва собирают такие предметы, затем уничтожают, а остатки хоронят в земле в особом месте. Однако когда речь идет о товарах массового потребления, соблюсти религиозные предписания становится невозможно, и какая-то часть предметов с религиозной символикой неизбежно оказывается на свалке.

По мнению пресс-секретаря Якутской епархии Русской православной Церкви, кандидата философских наук монахини Елизаветы (Сеньчуковой), нет ничего хорошего в том, что многие россияне относятся к священным для вербующих людей символам с пренебрежением, но и спешить оскорбляться по любому поводу не следует.

«Так можно далеко зайти, и не только в винном магазине. Вот например собаки породы сенбернар называются по имени святого Бернара, потому что есть такой монастырь в Швейцарских Альпах, и что теперь? Вина, названные в честь святых, моего религиозного чувства тоже не могут оскорбить, это же не наркотики и не публичный дом», — сказала монахиня «Ридусу».

«Вот когда святых изображают на бутылках — вот это мне не нравится. Непонятно, куда эти бутылки потом девают. Если в помойку — то тогда чувства верующего оскорбленным оказывается. Фактически ведь выкидывают бутылку с иконой. В общем, насчет начертания имен на этикетках — не надо уподобляться радикальным имяславцам, которые считают, что каждое начертание имени Божьего священно. Вот глумление над изображениями меня беспокоит. Лучше такую этикетку как-нибудь отпарить и аккуратно сжечь», — пояснила мать Елизавета.

Пельмени с исламской символикой на упаковкеПельмени с исламской символикой на упаковке © social media

В Духовном управления мусульман РФ «Ридусу» заявили, что священная символика в неподобающем контексте действительно может остро переживаться верующими. Для мусульманина грешно пренебрежительно обращаться с написанием имени Аллаха, изречениями и цитатами из Корана. Даже просто пройти мимо, если что-то такое лежит на земле среди мусора — грех. Правоверному мусульманину предписано это подобрать.

В то же время, в ДУМ заметили, что следует разделять правовой аспект проблемы, когда верующих пытаются оскорбить целенаправленно, и случаи, когда речь идет о личном отношении верующего в каждой конкретной ситуации, пообещав дать более подробный комментарий позже.

Иудеи и католики отнеслись к проблеме мягче, чем православные и мусульмане, однако полностью солидаризовались с ними по основной проблеме — смотреть на то, как предметы со священной символикой лежат среди мусора, им тоже неприятно.

«Если в еврейской газете есть какой-либо священный текст, то перед тем как выбросить газету, мы его вырезаем и кладем в специальное место, называется гениза, а потом на кладбище хороним. Относимся к этому серьезно, но это не вопрос оскорбления чувств верующих. Хотя когда-то была водка… [вероятно, водка „Еврейский стандарт“ с карикатурой на этикетке, прим. „Ридус“]», — заявил «Ридусу» раввин московского Хабад Центра на Чистых прудах Шмуэль Куперман.

«Я вам так скажу: дай Бог, чтобы это был наш самый большой грех. Главное чтобы люди друг друга не оскорбляли под предлогом защиты имени Бога, это самое важное», — подчеркнул он.

Водка "Еврейский стандарт" © social mediaВодка «Еврейский стандарт» © social media

Генеральный викарий Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов напомнил, что исторически так сложилось, что очень много марок вина названы именами святых: «Производители вин, будь то монахи или миряне, делали этого от чистого сердца и в этом нет ничего предосудительного».

В пример священнослужитель привел популярное в Германии и России вино «Либфраумильх», название которого по недоразумению часто переводится на русский как «Молоко любимой женщины», хотя на самом деле в оригинале подразумевается Богородица, поскольку производится из виноградников церкви Богоматери в городе Вормс (земля Рейнланд-Пфальц).

«Виноградники принадлежали монастырям, а монастыри находятся под покровительством святых. Люди веками выращивали виноград с молитвой и, конечно, освящали плоды своего труда, тут нет никаких проблем с точки зрения Католической Церкви», — пояснил отец Кирилл. Случаи, когда имя святого используется чисто светской коммерческой организацией для продвижения своего бренда, викарий назвал «формой, лишенной содержания».

Что касается проблемы мусора, то тут Кирилл Горбунов впервые заметно разошелся во взглядах с православными и мусульманами. «Конечно, очень хотелось бы, чтобы к таким изображениям относились с подобающей бережностью, но важно понять, что этикетки не является священным предметом. Мы не можем рассчитывать, что все светские организации будет следовать строго нашему протоколу, принятому внутри религиозной организации, мы можем только выразить пожелание», — заключил он.

Алкогольные напитки бренда "Святой Арнольд"Алкогольные напитки бренда «Святой Арнольд» © social media

Ранее журналисты РБК сообщили о судебном разбирательстве вокруг товарного знака Saint Vincent («святой Викентий»), который используется преимущественно для алкогольной продукции. В 2020 году компания «Винный стиль» потребовала от Роспатента прекратить предоставление правовой охраны товарному знаку Saint Vincent, указав что регистрация товарного знака прошла с нарушением законодательства (п. 3 ст. 1483 ГК РФ) — маркировка алкогольной продукции именем мученика якобы оскорбляет чувства верующих и противоречит принципам морали.

К разбирательству в качестве экспертной организации было привлечено Правовое управление Московской Патриархии, которое, по информации издания, выдало заключение, где сказано, что нанесение изображений или имени святого на алкогольную продукцию можно расценивать как действие, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств верующих. В Патриархии подчеркнули, что считают регистрацию товарного знака Saint Vincent недопустимой, поскольку религиозная символика государственной регистрации вообще не подлежит.

«Чувства верующих заключаются в благоговейном отношении лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом святыней для лица, несомненно, являются его религиозные убеждения, догматы религии, личности и деяния святых», — цитируют заключение Правового управления журналисты.

После этого Роспатент признал, что регистрация товарного знака «оскорбляет религиозные чувства, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали», и прекратила охрану товарного знака. Однако правообладатель — компания «Александровы погреба» — обжаловала это решение в Суде по интеллектуальным правам, который признал, что Роспатент недостаточно полно исследовал материалы дела. В итоге суд временно восстановил права на Saint Vincent за «Александровыми погребами», но обязал Роспатент еще раз рассмотреть возражения от «Винного стиля».