Таких ураганов Москва не видела уже сто лет. И помимо с виду забавных (особенно если наблюдать их с монитора) летающих остановок и деревьев — есть и то, от чего мороз по коже.
Погибли люди.
Много людей.
Самых обычных москвичей и жителей Подмосковья, которые шли по своим делам. Наших друзей и соседей — нас самих. Просто почему-то на нашем месте оказались они, случайно.
Упокой Господи их души.
И все мы прекрасно понимаем — виноваты не дорожники, которые плохо закрепили дорожные знаки и светофоры (хотя, конечно, виноваты) и не чиновники, которые не проконтролировали (хотя и эти тоже), и даже не МЧС, которое не оповестило о шторме (впрочем, и оно виновато), и не родственники и коллеги, которые могли бы удержать, помочь, защитить, и даже не сами погибшие.
При этом многие верующие кивают на небо. Оно виновато. И даже неверующие язвят.
Бог.
Где Он был, когда ураган губил людей?
Или Сам направил этот жестокий ветер?
А другие, которые поехиднее, замечают: а этот самый Бог и своих православных даже не пощадил — с купола церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Королёве упал крест.
Как же это понимать? Особенно тем, кто не понимает?
Ну варианты многим приходят в голову однозначные: жестокий Бог карает и своих и чужих, даже тех, кто и отношения к нему не имеет — неверующих то есть. И как от Него спастись? Отречься как-то поосновательней, с юмором и богохульствами, авось не тронет?
А может, наоборот, — так православные своими грехами тут напачкали, что Богу приходится их вразумлять, да так по-отечески жестко, что страдают и свои дети и соседские.
Люди задают вопросы в соцсетях, а ответов нет.
Попробую ответить я, с неофитским пылом уверовавшего грешника, который крестил своего сына именно в этом храме в Королеве.
Где Он был? На кресте. Наш Господь — это не Бог карающий и жестокий, а Бог страдальцев, грешников и плачущих. Он Сам плакал, и страдал.
Наслал ли Господь ураган? Люди давно съехали от Бога (если точнее, их об этом настойчиво попросили) и живут в своей квартире — огромном мире. И управдом этого мира — Князь мира сего (если говорить мистически) — совсем не Бог.
Да, Господь «попускает», то есть дозволяет совершаться катастрофам и даже войнам — но кто их устраивает? Разве отец виноват, когда давно перебравшиеся из родительского дома дети разнесли всю квартиру? Должен ли он был каждый день и час проверять, выключают ли они у себя газ и закрывают воду? Нет. «Вы молодые — люди свободные, живите как считаете нужным, а мы если что — поможем», — вот как говорят мудрые уважаемые отцы.
Виноваты ли православные в своих грехах — да так, что из-за них погибли невинные? Да, виноваты. Я лично виноват. Так мерзко, гадко, не по-христиански мы живем, что странно, что крест этот не слетел с купола и нас не пригвоздил к земле, как жуков. И не залил сверху яростным огнем Своего гнева. Вместо нас пострадали невинные. Простите нас — и примите наши молитвы и скромные пожертвования.
Что такое ураган? Движение ли дланей Бога? Или наоборот? Христос сражается с вечным Врагом, которого называет князь мира сего (Ин. 12, 31) «князь власти воздушной» (Еф. 2, 2; церковно-слав. перевод). Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Мир по-гречески звучит как «космос».
А почему все-таки крест сорвался? Да потому что испокон веков крест на колокольне был самым высоким местом. Туда били молнии, и на них обрушивался шторм — черные, совсем не Божеские энергии.
Как сторожевая башня, блокпост — этот крест и храм приняли на себя первый удар. В церквах, помните, закрывалась последняя горстка уцелевших при набегах кочевников — и часто церкви становились им последним домом.
Может, крест этот упал, защитив нас, как защищает крест на шее от вражеской пули?
Упал — но не сорвался.
Упал, чтобы подняться.
И мы поднимемся.
Если не сорвемся.