Проблема растущего неравенства между отдельными людьми и странами становится одной их ведущих в современном мире. Недаром Нобелевскую премию по экономике на днях получила группа учёных за посвящённый данной теме труд, а G20 обсуждает глобальный налог на миллиардеров.
Но пока большинство мировых лидеров задаётся вопросом, что делать, Китай уже действует. По данным Bloomberg, он начал вводить давно забытый налог на доходы от зарубежных инвестиций сверхбогатых граждан.
В последние месяцы некоторым состоятельным людям в крупных городах Китая предложено самостоятельно или на встрече в налоговых органах оценить потенциальные платежи, в том числе задолженность за прошлые годы.
Вид на Пекин. © ru.wikipedia.org
Этот шаг подчёркивает растущую потребность китайского правительства в расширении источников доходов, поскольку продажи земли падают, а экономический рост замедляется. Он согласуется и с кампанией председателя КНР Си Цзиньпина «Всеобщее процветание», направленной на более равномерное распределение богатств во второй по величине экономике мира.
По словам источников агентства, взимается до 20% налога на прибыль от инвестиций, а в некоторых случаях ещё и штрафы за просроченные платежи. Окончательная сумма является предметом переговоров.
Не спрятаться, не скрыться
Налоговый прессинг последовал за введением в 2018 году Единого стандарта отчётности (CRS) — глобальной системы обмена информацией, направленной на предотвращение уклонения от уплаты налогов. Хотя местные нормативные акты всегда предусматривали, что резиденты должны облагаться налогом на все доходы, независимо от того, в какой точке мира они получены, включая прибыль от инвестиций, до недавнего времени это редко применялось, уточняют собеседники Bloomberg.
Неясно, насколько масштабны эти усилия и как долго продлятся. По данным издания, некоторые китайцы, которые уже «попали под раздачу», имели по меньшей мере десять миллионов долларов в офшорных активах, в то время как другие были акционерами зарегистрированных в Гонконге и США компаний.
В рамках CRS Китай на протяжении последних шести лет автоматически обменивается информацией почти с 150 юрисдикциями о счетах, принадлежащих лицам, облагаемым налогами в каждой стране-участнице.
«У Китая уже есть кладезь данных CRS, которые налоговые органы могут легко использовать для выявления возможностей взыскания налогов», — говорит заместитель председателя Deloitte China Патрик Йип.
По его мнению, потенциал индивидуальных налоговых проверок по сравнению с корпоративными налоговыми проверками будет возрастать.
Ужесточение правил
Богатые жители Китая оказались в центре внимания с тех пор, как Си Цзиньпин начал многолетние репрессии, затронувшие сектора высоких технологий, финансов и недвижимости. Эта кампания ускорила бегство из страны капиталов и их владельцев. По данным ООН, с 2021 года Китай покинуло более 1,2 миллиона человек.
Си Цзиньпин. © ru.wikipedia.org
Доходы бюджета КНР с января по август 2024 года упали на 2,6% по сравнению с прошлым годом и составили около 14,8 триллиона юаней. Доходы правительства от продажи земли упали на 25%, до 2 триллионов юаней, а налоговые поступления снизились на 5,3%.
С конца сентября китайские политики объявили о ряде стимулирующих мер, направленных на оживление экономики, включая рост государственных расходов. При этом Пекин отчаянно пытается избежать чрезмерного увеличения госдолга, а чиновники на местах стали более агрессивно требовать от компаний уплаты накопившихся за десятилетия налогов, пытаясь заткнуть дыру в муниципальных финансах, образовавшуюся из-за спада на рынке жилья.
«Закон о подоходном налоге с физических лиц будет применяться более строго. В конечном итоге офшорные заработки этих лиц с высокими доходами станут особой мишенью для налоговых органов», — прогнозирует партнёр и специалист по налогам юридической фирмы Zhong Lun из Шанхая Питер Ни.