Общество

Установлено, как развивалась критическая ситуация на SSJ100 «Аэрофлота»

0 32862

Специалисты реконструировали схему развития критической ситуации на Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» в Шереметьево. Теперь эксперты и следствие должны установить, кто именно из пилотов совершил опасные действия перед приземлением. Об этом «Коммерсанту» сообщил источник, близкий к расследованию.

По словам собеседника издания, примерно через 15 минут после взлета в борт SU-1492, направлявшийся в Мурманск, попал грозовой разряд. При этом молния угодила в самый нос самолета. Как отмечают эксперты, по этой причине электроснабжение было переведено на аккумуляторные батареи (Emergency Electrical Configuration, EEC), а управление машиной — в режим прямого управления (Direct Mode).

На борту возникла нештатная, однако вовсе не катастрофическая ситуация. Специалисты выяснили, что порядок действий экипажа в режимах EEC и Direct Mode и даже при их сочетании подробно расписан в методических рекомендациях и руководстве по летной эксплуатации SSJ100.

Так, режим EEC не требует подачи сигнала бедствия. Поэтому самолет не встретили на полосе пожарные: сигналом для выдвижения аварийных служб к ВПП является именно сигнал бедствия, которого экипаж не подавал, пишет газета.

В режиме Direct Mode, как утверждают специалисты, летчики могут продолжать полет или совершать посадку, соблюдая лишь некоторые ограничения: исключить резкие маневры, не разгонять машину свыше 520 км/ч и отключить автомат тяги.

По данным параметрического самописца, пилотам удалось правильно зайти на посадку, хотя и со второй попытки, однако расчетную точку приземления в начале полосы они перелетели, отмечает издание.

Как полагают специалисты, в середине полосы лайнер еще не коснулся ее колесами и экипаж начал «прижимать» к ней самолет. А перед самым приземлением пилоты, как показал самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос SSJ100.

Именно этот опасный и неоправданный маневр, по мнению опрошенных газетой специалистов, и стал причиной трагедии — самолет сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями.

Другой фатальной ошибкой летчиков эксперты называют их безуспешные попытки посадить машину уже после возникновения «козла». Согласно тем же нормативным документам по SSJ, пилоты уже после первого отскока должны прекратить посадку и начинать экстренный взлет.

Учитывая, что управление SSJ100 осуществляется с помощью джойстиков, на выявление автора ошибочного действия много времени не потребуется, отмечает издание.

5 мая Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс Москва — Мурманск, совершил экстренную посадку в аэропорту Шереметьево после того, как экипаж сообщил о попадании в самолет молнии.

Из-за удара самолета о ВПП подломилась стойка шасси, пробив топливный бак. В хвостовой части «Суперджета» начался сильный пожар.

Из 78 человек на борту погиб 41: 40 пассажиров и бортпроводник Максим Моисеев, пытавшийся открыть эвакуационный выход в охваченной огнем хвостовой части лайнера.