Круглый стол по «Детскому миру» в РИА «Новости» 29 декабря 2011 года показал детально и поэтапно пути «узаконенного» вандализма в отношении исторических зданий, до сих пор процветающего в Москве.
Громадный масштаб «Детского мира» оказывается пропорционален тому нагромождению лжи, манипуляций с «предметом охраны» и общественным мнением, нарушению охранного законодательства, под сенью которых выморачивается наследие. Город опустошается, теряет не только лицо и историко-культурную ценность (а в этом и есть уникальность, создающая бренд Москвы), но и экономический ресурс. Если говорить на языке бизнеса, то следует сказать совершенно определенно – сносы и некорректные вторжения в памятники лишают город его реальной стоимости и капитализации, определяемой подлинностью. Цивилизованный арт-рынок давно это усвоил и знает, что копии произведений – от Рубенса до Малевича – равны историческому, культурному и экономическому нулю. Из коммерческой составляющей вырывается ее самый ценный ресурс. Во всем мире эта прописная рыночная истина распространяется и на исторические здания.
«Детский мир», с конца 1990-х рассматривавшийся как огромный кусок недвижимости, стоящий на золотой земле и доставшийся прежнему владельцу АФК Системе по демпинговой цене с широкого плеча бывшего мэра столицы Юрия Лужкова (как и другие здания в центре города), с самого начала был приговорен к банальному сносу. Об этом писали все центральные газеты. То, что замысел был именно такой, подтверждает и продавленный, циничный «предмет охраны» для ДМ в ранге памятника, подписанный и.о. мэра Ресиным (абсолютный городской эксклюзив!), в котором, помимо уничтожения конструктивного остова, всех интерьеров и декора, отсутствовала самая важная позиция – «материальная субстанция» стен, предписанных к сохранению. Об этом же говорит и показательный, по настоящему вандальный разгром интерьеров, начатый АФК/Системой-Галс и методично продолженный в 2010–2011 новым собственником ВТБ/Галс-Девелопмент. Последние добили все, оставшееся в живых от первого – вырвали с мясом из стен «детские» скульптурные рельефы в атриуме, разбили кессонированные арочные своды, ободрали дорогостоящий мрамор, оголили каркас, при этом утверждая, что здание аварийно, а сами стены потеряли несущую способность. Государственные эксперты – участники круглого стола, официально проводившие экспертизу ДМ в 2011 году, сообщили, что до недавнего времени вообще не существовало проекта укрепления стен, необходимого в случае сноса перекрытий, на чем настаивает собственник. Это ли ни есть прямое подтверждение происходящих манипуляций?
Мировой опыт в подобных случаях демонстрирует установку мощных наружных пристенных конструкций, на всю высоту здания, которые способны пожрать бюджет. Удержать стены ДМ, имеющего огромный периметр и очертание неправильной трапеции, да еще и стоящего на наклоне, – предмет заранее разработанного и профинансированного мощного инженерного проекта. Но такого проекта, как такового, нет. Даже если и появилось что-то скоропалительное, Мосгорнаследие, как выясняется, отдельно этим не занималось и не искало альтернативных, щадящих подходов к памятнику, дав разрешение на разборку здания. Как нет и собственно рабочего проекта «реконструкции» и «приспособления»: он не рассматривался, не проходил экспертизу и не утверждался. Есть цветные эскизные картинки-визуализации, изготовленные для журналистов и «народа», а также схемы новой планировки с многочисленными перегородками и дверями, лишающей универмаг парадного центрального входа со стороны Лубянской площади и превращающей его пространство в Черкизовский рынок. В этих условиях, башенные краны, которыми якобы собираются «реставрировать» фасады и удерживать стены, начинают работать в условиях полной неопределенности.
Надо, наконец, понять – Москва не бездонный колодец. Его уже почти вычерпали. Далее – тупик. Случай «Детского мира» заставляет принять единственно правильное решение, необходимое не только для спасения еще не поверженного колосса, но и радикального изменения понимания наследия как ценности, составляющей основу капитализации исторического города и его туристической привлекательности. Это – сохранение зданий-памятников как целостных подлинных организмов. В отношении ДМ должна быть проявлена государственная воля, противопоставленная культурному одичанию, пересмотрен «предмет охраны» и разработан проект, соответствующий мировому уровню обращения со зданиями-памятниками, о чем напрямую говорится в письме крупнейших международных профессиональных организаций, адресованном к новому мэру города и оставшемся без ответа. Для преодоления сложившейся ситуации, необходимо провести действительно независимую, а не карманную экспертизу технического состояния здания, то есть профинансированную государством.И последнее обстоятельство, которое вообще сбросили со счетов. Никто не отменял закона об авторском праве, который именно в случае с постройками ХХ века начинает работать и защищать наследие. Семья архитектора, имя которого на первых этапах раскурочивания здания вообще не упоминалось, как несущественное обстоятельство, никаких согласований на проект не давала.
Н.О. Душкина
Вице-президент Международного научного комитета ICOMOS по наследию ХХ века.