Гражданин Германии Йорн Гералд Хезе был отчислен из Орловского государственного университета «в связи с невыполнением обязанностей по добросовестному освоению профессиональной образовательной программы и выполнению учебного плана».
Три месяца спустя немец выиграл иск о незаконном отчислении, а сегодня вуз подал апелляцию на решение Заводского районного суда Орла о восстановлении Хезе.
Несмотря на банальную формулировку о неуспеваемости студента, кейс 47-летнего немца куда интереснее любой студенческой истории. Он успешно изучал немецкое право в Потсдамском университете, окончил швейцарскую Школу гостиничного бизнеса Лозанны, он даже проработал несколько лет экономистом в Британском парламенте. Но то, с чем довелось столкнуться Хезе в орловском вузе, находится в параллельной реальности с рутиной палаты лордов и палаты общин.
Йорн Хезе© vk.comО своих бюрократических злоключениях в Орле, куда немец переехал в 2014 году после нескольких лет путешествий по российской глубинке, Хезе рассказал изданию «7x7».
«Ридус» публикует фрагменты истории гражданина Германии, который потратил годы своей жизни на попытки добиться повышения качества образования и условий быта студентов российского университета, но столкнулся с непреодолимой силой русской действительности.
О потраченном времени
В 2014 году я поступил в Орловский университет на подготовительный факультет, окончил его и в 2015 году поступил на первый курс факультета экономики. Уже в первом семестре я проанализировал учебные планы Берлинского университета, Кембриджа, Лондонского INTO Ньюкасл и спросил своего декана: почему в Европе с первого года изучают специальные предметы, а у нас то культурология, то философия, то безопасность жизнедеятельности (БЖД) или физкультура — мы просто тратим время, а не изучаем специальность. Он ответил, что все решает Москва, а они ничего не могут сделать. Очень жалко. Ведь мы должны делать то, что важно в настоящее время. Культурология, БЖД должны быть в школе или техникуме, а не занимать десятки часов в университете. Другая проблема: все преподавание рассчитано на слух, что осложняет обучение — мы же иностранцы! Мы не раз просили преподавателей вести уроки в форме презентаций, мы бы с ними работали во внеурочное время — бесполезно.О конфликтах интересов
Я, к примеру, был в шоке от того, что преподаватель, преподающий предмет, принимает экзамен по этому предмету. У нас нельзя. Потому что это исключает объективность. У нас приходит комиссия — другие люди, которых ты в жизни ни разу не видел, и проверяет твои знания, а преподавателю даже запрещено входить в аудиторию! Студент показывает бумагу, что он прошел курс обучения, комиссия открывает пакет, достает задания, студенту дается два часа на подготовку ответа. Все сидят отдельно. Как здесь, все на одной скамейке, — нельзя! Знаешь — знаешь, не знаешь — иди домой, ты больше не студент!О студенческом быте
В прошлом году в марте-апреле я увидел знакомого студента из Бенина, у которого все руки были в красных точках. Я спросил, что это? Он сказал: „У меня в комнате маленькие животные, которые кусают“. „Какие животные? О чем ты говоришь?“ — удивился я. Он предложил мне зайти в его комнату, и я увидел чьи-то маленькие узкие следы на стене, на кровати. Мы подняли матрац, а там маленькие-маленькие животные. Я не знал таких, я их видел первый раз в жизни. Клопы.Я собрал этих животных в маленькую банку. Около 30 штук. Завел машину и поехал вместе с клопами в главный корпус университета. Пришел в кабинет первого проректора Александра Федотова, с которым у меня сложились хорошие отношения, потому что я исправил ошибки на сайте вуза на немецком языке. И сказал: „Простите, но если вы еще не знаете, как выглядят клопы, то вот вам банка. Они — из моей комнаты в общежитии“. Он сразу позвонил в какую-то компанию, через 4—5 дней приехал человек, обработал все… Хезе сравнивает европейский и российский подход к обеспечению студенческого быта© vk.com