Образование Право

«Ужасы нашего студгородка»: чем закончилась война немца с орловским вузом

10 7770

Гражданин Германии Йорн Гералд Хезе был отчислен из Орловского государственного университета «в связи с невыполнением обязанностей по добросовестному освоению профессиональной образовательной программы и выполнению учебного плана».

Три месяца спустя немец выиграл иск о незаконном отчислении, а сегодня вуз подал апелляцию на решение Заводского районного суда Орла о восстановлении Хезе.

Несмотря на банальную формулировку о неуспеваемости студента, кейс 47-летнего немца куда интереснее любой студенческой истории. Он успешно изучал немецкое право в Потсдамском университете, окончил швейцарскую Школу гостиничного бизнеса Лозанны, он даже проработал несколько лет экономистом в Британском парламенте. Но то, с чем довелось столкнуться Хезе в орловском вузе, находится в параллельной реальности с рутиной палаты лордов и палаты общин.

Йорн Хезе© vk.com

О своих бюрократических злоключениях в Орле, куда немец переехал в 2014 году после нескольких лет путешествий по российской глубинке, Хезе рассказал изданию «7x7».

«Ридус» публикует фрагменты истории гражданина Германии, который потратил годы своей жизни на попытки добиться повышения качества образования и условий быта студентов российского университета, но столкнулся с непреодолимой силой русской действительности.

О потраченном времени

В 2014 году я поступил в Орловский университет на подготовительный факультет, окончил его и в 2015 году поступил на первый курс факультета экономики. Уже в первом семестре я проанализировал учебные планы Берлинского университета, Кембриджа, Лондонского INTO Ньюкасл и спросил своего декана: почему в Европе с первого года изучают специальные предметы, а у нас то культурология, то философия, то безопасность жизнедеятельности (БЖД) или физкультура — мы просто тратим время, а не изучаем специальность. Он ответил, что все решает Москва, а они ничего не могут сделать. Очень жалко. Ведь мы должны делать то, что важно в настоящее время. Культурология, БЖД должны быть в школе или техникуме, а не занимать десятки часов в университете. Другая проблема: все преподавание рассчитано на слух, что осложняет обучение — мы же иностранцы! Мы не раз просили преподавателей вести уроки в форме презентаций, мы бы с ними работали во внеурочное время — бесполезно.

О конфликтах интересов

Я, к примеру, был в шоке от того, что преподаватель, преподающий предмет, принимает экзамен по этому предмету. У нас нельзя. Потому что это исключает объективность. У нас приходит комиссия — другие люди, которых ты в жизни ни разу не видел, и проверяет твои знания, а преподавателю даже запрещено входить в аудиторию! Студент показывает бумагу, что он прошел курс обучения, комиссия открывает пакет, достает задания, студенту дается два часа на подготовку ответа. Все сидят отдельно. Как здесь, все на одной скамейке, — нельзя! Знаешь — знаешь, не знаешь — иди домой, ты больше не студент!

О студенческом быте

В прошлом году в марте-апреле я увидел знакомого студента из Бенина, у которого все руки были в красных точках. Я спросил, что это? Он сказал: „У меня в комнате маленькие животные, которые кусают“. „Какие животные? О чем ты говоришь?“ — удивился я. Он предложил мне зайти в его комнату, и я увидел чьи-то маленькие узкие следы на стене, на кровати. Мы подняли матрац, а там маленькие-маленькие животные. Я не знал таких, я их видел первый раз в жизни. Клопы.
Я собрал этих животных в маленькую банку. Около 30 штук. Завел машину и поехал вместе с клопами в главный корпус университета. Пришел в кабинет первого проректора Александра Федотова, с которым у меня сложились хорошие отношения, потому что я исправил ошибки на сайте вуза на немецком языке. И сказал: „Простите, но если вы еще не знаете, как выглядят клопы, то вот вам банка. Они — из моей комнаты в общежитии“. Он сразу позвонил в какую-то компанию, через 4—5 дней приехал человек, обработал все… Хезе сравнивает европейский и российский подход к обеспечению студенческого быта© vk.com

О бюрократии

Я добросовестно учился, в третьем семестре освоил дополнительную программу „Государственное и муниципальное управление“, которую окончил на отлично. Тогда же окончательно понял, что хочу уйти с факультета экономики. На факультет иностранных языков, освоить французский. 3 ноября я подал заявление об этом. Уже 9 ноября получил одобрение аттестационной комиссии и стал посещать занятия на инязе. И вдруг 28 декабря, то есть спустя почти два месяца, мне заявили, что для перевода требуется перевести на русский язык мой паспорт. При этом выяснилось, что переводчик находится в отпуске до 14 января. Пришлось ждать. Ну а 7 февраля я узнал, что новый договор об обучении не может быть заключен, поскольку все процедуры должны были завершиться до начала второго семестра! Реалии студенческого общежития© vk.com

О страхе студентов

Когда я написал свои первые письма, я обратился к студентам с просьбой перевести их на русский язык. Ответ: зачем это тебе надо? Они тебя отчислят или не поставят зачеты. Я сказал — посмотрим, как далеко я могу воевать. Но я был в шоке от того объема страха, который я увидел в вузе. Ни один студент, ни один преподаватель, даже переводчик, переводившая на русский мой паспорт и визу, все они отказались выступать в качестве свидетелей на моей стороне, объяснив, что они все зависят от руководства вуза. Это был для меня удар. Все боятся. Чего? Что происходит?! Я шокирован.

О ценности диплома

У вас есть пословица: рыба начинает гнить с головы. Я, например, дважды разговаривал с руководством университета, спрашивал, почему нет наглядных документов для студентов. В Германии заходишь в вуз — тебе и распечатки, и презентация. А тут ничего. И получил ответ: „Наши студенты знаний не хотят, они хотят диплом“. Самые лучшие уезжают учиться в Москву, в Питер, а те, кто остается в Орле, учиться не хотят. Нельзя этим руководствоваться. Мы должны тут искать талантливых и правильно их учить! И не у всех хватает денег на Москву. Фрагмент жалобы Хезе в Минобрнауки РФ© vk.com

Об олигархах

Я нашел 80 олигархов, выбрал 17 самых богатых, по версии „Форбса“, которые имеют больше 1 миллиарда долларов. Это Потанин, Фридман, Усманов, Тимченко, Дерипаска и др. И у каждого попросил выделить университету по миллиону долларов. Они же должны быть заинтересованы в хорошем образовании! На Кубе государство отдает на образование 10% ВВП. И я думаю, что здесь, в России, надо делать именно так, и делать должны олигархи, потому что у этих 99 россиян денег больше, чем в бюджете Российской Федерации 2017 года. Поэтому они должны быть в ответе за будущее страны. Я не прошу 20 миллионов долларов, я прошу только один миллион. Орловские студенты заслуживают того же шанса, что и те, которые живут в более благополучных местах. Я думаю, есть надежда, что среди этих студентов может быть новый Эйнштейн или Эдисон, а может, и новый Ломоносов. Цель в том, чтобы их найти, вырастить и удержать. <…> Никто не ответил. В Европе и Америке понимают, что, только если все процветает и молодежь получает блестящее образование, будут приумножаться их капиталы. А русские богачи еще не осознали свою роль.