Общество

В Балашихе подрастает новое поколение российских учёных

2 566


10 февраля журналисты и блогеры посетили инновационный Лицей в Балашихе, который участвует в программе модернизации образования Московской области. В лицее создана система предпрофильной подготовки для учащихся 7-9 классов через изучение на углублённом уровне алгебры, геометрии, физики, английского языка. В 2010-2011 годах на старшей ступени реализовывались три профиля обучения: физико-математический, англо-математический и информационно-технологический. Лицей имеет официальный статус учебно-методического центра МГТУ имени Баумана.

Муниципальный лицей в Балашихе был создан на базе средней школы № 5 в 1967 году. В 1980-е годы школа стала экспериментальной площадкой по организации методической работы, в 1991 году - школой-лицеем физико-математического профиля, а в 1993 году - профильной школой МГТУ имени Баумана, а с 2003 года лицей является учебно-методическим центром при МГТУ им.Баумана.

С первых дней своего существования школа отличалась высоким уровнем преподавания и подготовки школьников по основам наук. Некоторые педагоги проработали в этой школе десятки лет и теперь передают богатый опыт молодым коллегам. Налицо преемственность поколений, некоторые учителя из нынешнего педагогического состава когда-то первоклассниками переступили порог этой школы и спустя годы вернулись в новом качестве. Директор лицея Дмитрий Белоусов каких-то десять лет назад танцевал здесь на выпускном балу, а сейчас он, пожалуй, самый молодой школьный директор в московском регионе. Дмитрий Белоусов стал лауреатом премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи и награжден Почётной грамотой Министерства образования Московской области.

Преимущественным правом поступления, согласно Уставу лицея, пользуются юные жители родной Балашихи. В принципе при наличии свободных мест, а сейчас это учебное заведение посещают около 950 детей и подростков, принимаются все желающие. Но есть нюанс: в лицее практикуется углублённое изучение точных наук, физики и математики, выпускников ориентируют на поступление в профильные ВУЗы, в первую очередь, в "Бауманку". Ребятам с гуманитарным складом мышления здесь будет неинтересно и просто тяжело учиться. Учащихся готовят к выполнению в будущем серьёзных задач, это им предстоит, как сказали бы первые лица государства, "модернизировать" отечественную науку.

Хотя единую школьную форму в лицее не носят (фирменный лицейский костюм стал бы ненужным бременем для небогатых родителей), ученики придерживаются одного классического стиля одежды и могут лишь мечтать о джинсах, футболках с принтами и причёске "ирокез". В чём приходить на занятия - чисто визуальный и дисциплинирующий атрибут. Главная эволюция происходит в мозгах, готовых усваивать и использовать новые знания, которыми делятся педагоги.

Программа обучения предусматривает гармоничное развитие личности, а для тех, кто уже определился с выбором будущей профессии - а таких большинство,- созданы все условия для эволюции в познании точных наук. Даже в начальных классах используются современные электронные гаджеты, а в школьной библиотеке между книжных полок стоит компьютер с подключённым интернетом. Когда директором школы становится учитель информатики (а Дмитрий Белоусов специалист именно в этой области), в компьютерный класс можно заходить, как на выставку современных технологий. То же самое и в кабинете физики, где школьники под присмотром учителей сами проводят опыты, эксперименты и расчёты.

У читателя может сложиться мнение, что лицей выпускает в большую жизнь сухарей-ботаников, это вовсе не так. Ребята занимаются спортом, участвуют в экологических программах, школьники хранят память о героях Великой Отечественной войны. Гордость лицея - музейная экспозиция, посвящённая Герою Советского Союза генералу Дмитрию Карбышеву. Он был известным специалистом военно-инженерного дела, участвовал в пяти войнах, начиная с Русско-японской. Генерал был захвачен в плен фашистами и казнён в 1945 году в лагере смерти Маутхаузен после отказа сотрудничать с немцами.

"Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством," - такой видят школьную реформу сотрудники Лицея в Балашихе и по мере своих сил и возможностей приближают это светлое будущее.