Военное дело Военные конфликты Общество Религия

В бой идут одни ортодоксы: Израиль готовится к мобилизации

0 5169

Этим летом в Израиле произошли немногочисленные, но шумные столкновения между полицией и группами религиозных фанатиков, которые взяли в осаду военкоматы с целью не пропустить туда пришедших по повесткам резервистов. Представить такое в любой иной воюющей стране, будь то Россия или Украина, невозможно. Но в Израиле это в порядке вещей.

Богоизбранные в квадрате

Еврейский «остров» в арабском «море» живёт в состоянии войны практически все 76 лет своего существования. Под ружьём там находится 350 тысяч человек, но это именно служащие в ЦАХАЛ прямо сейчас люди. Резервистами же является всё взрослое население страны обоих полов.

© Армия обороны Израиля

В отличие от России и Украины, израильтяне призывного возраста отмазок от военной службы в большинстве своём не ищут. Поэтому в Израиле с каждым годом нарастает недовольство позицией меньшинства, которое, как это часто бывает с меньшинствами, преувеличенно громко отстаивает свои права, предпочитая не вспоминать об обязанностях.

Пока на Ближнем Востоке царит относительный мир, это недовольство копится подспудно. Но в период обострения, которое регион переживает сейчас в виде войны Израиля и движения «Хамас», граждане страны ставят перед властями вопрос ребром: почему они и их близкие идут под пули, а другие от этой «почётной обязанности» отлынивают?

Евреи, как им хорошо известно, народ богоизбранный. Но наличие внутри народа «избранных в квадрате» неимоверно раздражает «просто избранных». Речь идёт об ультраортодоксах, которые не занимаются ничем иным в жизни, кроме чтения Торы 365 дней в году. К ВВП страны они не добавляют ни шекеля и живут на социальные пособия от менее религиозных сограждан.

Отказ защищать историческую Родину хасиды объясняют тем, что они не признают Израиль легитимным государством. Мол, они ответственны только перед Богом, но не перед светскими властями Эрец Ишраель. По сути, это тот самый случай, когда собака кусает руку кормящего её.

Пушки вместо хумуса

Сегодня перед Израилем стоит та же дилемма, что и перед любой страной, вовлечённой в длительный вооружённый конфликт, включая Россию и Украину. Власти хотели бы наращивать армию ради скорейшего решения военных задач, но это означает изъятие ресурсов из экономики, потому что люди призывного возраста — самая экономически активная группа населения.

Очевидно, что в этом смысле у России имеется наиболее неисчерпаемый мобилизационный ресурс, который несравнимо больше, чем у Украины, где его фактически не осталось. При этом в Израиле единственной «заначкой» остаются те самые хасиды, которых, по оценкам, насчитывается без малого 1,3 миллиона (или 13% населения). Из них 60 тысяч пребывает в призывном возрасте. Вопрос только в том, как их загнать в ряды ЦАХАЛ.

Хасиды. © ru.wikipedia.org

В отличие от России, вариант контрактной службы в Израиле не рассматривается. Она ничего добавила бы армии страны, где всё население является военнообязанным. Вместо этого Минобороны рассматривает «паллиативные» методы наподобие увеличения призывного возраста и продления срока срочной службы.

А вот мобилизация религиозных фанатиков была бы идеальным вариантом, поскольку они всё равно ничего не добавляют в ВВП. Поэтому призыв в армию «харедим» (людей, с утра до ночи читающих Талмуд) бесконечно выгоднее для экономики, чем отрыв от работы инженера, врача или водителя автобуса. И так за год войны с «Хамасом» темпы роста экономики Израиля упали с 4 до 2%, а в нынешнем году, по прогнозам, сократятся до 1%.

Не заставишь любить родину

Попытки заставить ультраортодоксов «любить родину» обречены на провал, но для Израиля в сугубо военном смысле это в любом случае не делает погоды. Такое мнение высказал «Ридусу» эксперт Центра ближневосточных исследований МГИМО Александр Крылов.

«Дело не только в сравнительно небольшой численности этого добавочного мобилизационного ресурса. Важно не столько количество, сколько качество потенциальных призывников. Достаточно посмотреть на этих молодых людей в шляпах с пейсами, чтобы понять, что никакая армейская подготовка не сделает из них солдат, которым можно доверить оружие. ЦАХАЛ полагается на личный состав совсем другого склада — и психологического, и в какой-то мере антропологического. Попытки же загнать ортодоксальную молодёжь в военкоматы носят не военную, а социальную подоплёку, поскольку в израильском обществе очень болезненно воспринимают, что какая-то его часть сама себе подарила иммунитет от исполнения гражданских обязанностей», — объясняет он.

В то время как российские и украинские пропагандисты привычно обвиняют другую сторону в «мясных штурмах», то есть попытках задавить противника массой, израильская военная доктрина всегда основывалась на суворовском принципе «не числом, а умением». Сегодня израильские военнослужащие начинают понимать, что такая тактика устарела. Пойдя им навстречу, Верховный суд Израиля в июне постановил, что защищать страну должны все израильтяне, а если кто-то из них не признаёт её легитимность, он может жаловаться непосредственно Всевышнему.