Сейчас бытует мнение, что франкисты — это испанские фашисты, адские реакционеры, наймиты крупного капитала, а испанские республиканцы — эдакие либеральные романтики.
Ничего подобного.
Испанские фалангисты — вполне умеренные католики-консерваторы а-ля Белое движение в нашей гражданской войне. Более того, идеолог Фаланги убитый коммунистами, Хосе Примо де Ривера, пылкий романтик, автор строк: «У них оружие? Ну и что! С нами поэзия!».
После его убийства бремя лидерства подхватил более приземленный, но неглупый генерал Франко.
Республиканцы же и близко не были демократами и либералами. Они делились на две равные части: Сталинисты, ориентированные на СССР и Кобу. Отмороженные анархисты а-ля Махно.
Друг друга не любили и даже иногда воевали между собой, что сказалось на их сплоченности. Победа республиканцев скорее всего была бы катастрофой для Испании. Сталинисты точно вступили бы в войну на стороне СССР, что, надо признать, было бы трагедией для страны, истощенной сражениями гражданской.
Ну, а каким бы экспериментам подвергли Испанию анархисты страшно подумать.
У Франко хватило ума не участвовать во Второй мировой войне, не выступать против СССР, он ограничился тем, что наиболее неадекватных контуженных соратников собрал в Голубую дивизию и отправил на Восток, где она практически в полном составе сгинула в ленинградских морозах и советских лагерях. Тем самым Испания получила передышку и восстановилась после гражданской.
Основными гнездами левых республиканцев были как раз сепаратистские Каталонии и Баскония. Они больше всего и выгребли от бравой Фаланги. Сейчас мы видим эхо той самой войны. Только наследников Фаланги не видать.