9.00 – официанты и весь персонал должны быть уже на рабочем месте, т.к. в 10 утра уже открытие и нужно подготовится к трудовому дню. В подготовку входят глажка формы, протирание столов, расставление стульев, салфеток, свечей. На первый взгляд, несложно, но как показала практика, стулья оказались очень тяжелыми, салфетки постоянно выпадали из салфетницы, свечи терялись. Подсобка была очень маленькая и всему персоналу там просто не уместится. Приходилось долго ждать, чтобы элементарно погладить фартук.
9.30 – планерка, явка обязательна, иначе штраф. При этом ты должен успеть все сделать из предыдущего пункта. На планерке обычно подводят итоги прошлого вечера и устанавливают план на день. Разумеется, речь идет о выручке. Невыполнение этого плана ничего хорошего не предвещает, если несколько дней происходит такая ситуация, могут оштрафовать всех. Как же сделать план? Этому специально обучают. Например, не думайте, что официант к вам подходит по три раза просто так, нет, как оказалось, есть специальные особые правила для официанта, которые даже прописаны в неком своде. Официант должен предлагать вам и напиток и гарнир и соусы, это не только повысит выручку, но и гость (а посетители ресторана называются только так) почувствует себя как дома. В этом своде прописано даже то, с какой руки нужно подавать блюдо и что и в какой последовательности нужно говорить гостю.
10.00 – начало рабочего дня, регистрация на кипере. Кипер – это специальное устройство для заведений общественного питания. Официанты, с помощью специальных магнитных карт вбивают заказ в него, и заказ «летит» на кухню к поварам. Кстати, если вам долго не несут блюдо, не нужно ругать официанта. Чаще всего, причин вашего ожидания две: либо кухня работает медленно, либо сейчас «запара» (время, когда практически все столики заняты) и кухня опять-таки не успевает приготовить. Обычно, утро - это самое спокойное и малолюдное время.
11.00-17.00 – «Бизнес ланч», самое тяжелое время. Время, когда мало чаевых и много гостей. Время, когда посетители бывают недовольны. Ты должен успеть все – на тебе может быть по пять столиков, но ты должен успеть обслужить каждого в течении максимум 20 минут. И гостям не важно, что происходит на кухне, в любом случае ты будешь виноват. Поэтому официант, в первую очередь, должен быть стрессоустойчив. Обычно, в это время приходят деловые люди, которые хотят поесть быстро, потому что время – деньги.
17.00 -23.00 – основное время работы заведения. Здесь уже может быть меньше людей, они никуда не торопятся, а просто отдыхают и хорошо проводят время. Обычно, именно в эти часы можно собрать много чавых, потому что гости заказывают алкоголь, и с каждой новой рюмкой становятся все добрее. Но в этом, безусловно, кроется еще один минус – пьяные люди не всегда могут себя контролировать. Это может проявляться как «Деточка, дайте свой номер телефона», так и в агрессии на окружающих людей. Официант должен уметь решать конфликтные ситуации.
23.00 – 00.00 – конец 14 часового рабочего дня. Вечером очень сильно болят ноги, ведь ты набегаешь по залу не один километр. В это время ты ставишь стулья обратно на стол, переодеваешься, считаешь честно заработанные чаевые и ждешь такси. Повезло, что график работы у официанта 2/2 ,хотя бы есть время отдохнуть.
Вообще, работа официанта неплохо оплачивается. Те, кто там давно работают, сдают экзамены на различные категории (всего их две в том заведении, в котором я работала) и им идет процент от продаж. Плюс чаевые выходит чуть больше 20 тысяч. С таким графиком работы вполне неплохо.