Происшествия

В ДТП в Абхазии массово гибнут российские туристы

2 3822

Аварийность на дорогах в Абхазии остается одной из самых высоких в мире, об этом еще в феврале месяце с озабоченностью говорил глава прокуратуры Абхазии Алексей Ломия.

«Аварийность на дорогах страны в лучшую сторону не меняется, смертность из года в год держится на одном уровне от 60 до 70 погибших, которая в перерасчете на душу населения, одна из самых высоких в мире», — заявил на заседании республиканской коллегии Ломия

Генпрокурор указал, что главными причинами ДТП, как и прежде, остаются: управление транспортными средствами в состоянии опьянения, превышение установленного ограничения скорости движения и нарушение правил обгона и маневрирования.

Двумя месяцами раньше глава МВД республики Рауль Лолуа выступил с предложением радикального реформирования правил дорожного движения в Абхазии. В частности, министр предлагал запретить ездить на автомобилях в ночное время и не давать права лицам моложе 20 лет. Однако инициатива принята не была. Все остается по-прежнему.

Удручающая статистика

В Абхазии ежегодно гибнет примерно 30 человек на 100 тысяч населения. Для страны с населением всего в 240 тысяч человек эти цифры, как признают власти республики, ужасающие.

В 2014 году в стране произошло 120 ДТП, в которых 61 человек погиб, 151 — ранены. При этом, как отметил источник в республиканском МВД в комментарии «Ридусу», большая часть несмертельных аварий дорожными инспекторами не регистрируется, чтобы не ухудшать и без того мрачную статистику.

Официально же за последние десять лет на дорогах республики произошло 1742 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 713 человек и 2677 были ранены.

В абсолютном исчислении лидерами по смертности в ДТП являются Россия и США. В 140-миллионной России для сравнения в ДТП в 2014 году погибли 26963 человек, это примерно 19 погибших на 100 тысяч населения. На дорогах США (с населением в 317 млн.) в 2014-м погибли 36138 человек (11, 4 смертельных исхода в ДТП на 100 тыс. населения).

Россияне вносят лепту в смертельную статистику Абхазии

Только в августе месяце зафиксирована гибель на дорогах Абхазии трех россиян. 12 августа после суток поиска обнаружено тело жителя Тольятти. Автомобиль «Волга», на котором ехал турист из России, протаранил дорожную ограду и упал в реку Бзыбь недалеко от Рицинского музея-заповедника. Предположительно, россиянин находился в состоянии алкогольного опьянения.

6 августа так же житель Тольятти, находясь за рулем автомобиля Chevrolet на трассе Псоу-Ингури в селе Верхняя Эшера Сухумского района врезался в скалу.

4 августа в селе Адзюбжа Очамчырского района в ДТП погибла жительница Челябинской области Федорова Елена Юрьевна и местный водитель.

22 июля внедорожник Ssang-Yong, двигаясь со стороны озера Рица по направлению в Гагру, врезался в скалу, после чего машина упала с высоты 20 метров в обрыв в Бзыбском ущелье. В аварии погибла 4-летняя девочка, четыре человека в больнице. Как оказалось, местный водитель и передавшая ему управление россиянка-владелица были пьяны. 

Всего же с начала года в ДТП на дорогах Абхазии пострадали 26 россиян.

Дураки и дороги Абхазии

В числе причин столь огромного числа ДТП экспертами называются не только технологические — состояние дорог и транспорта. В Абхазии, как осторожно выразился прокурор республики, «сложная психологическая атмосфера».

«Очень большую роль играет поведение и воспитание людей, — говорит Алексей Ломия. — У нас присутствует правовой нигилизм, что означает отрицание права, как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей».

1 Абхазия. © Дмитрий Кириллин/flickr.com

В странах Европы, как указывает правоохранитель, соблюдение правовых норм у населения уже заложено в генетически, другое дело Абхазия. «У нас наоборот считается модным нарушать закон, очень часто не уступают водители пешеходам дорогу, ездят быстро, что порой и машину невозможно заметить», — приводит примеры Ломия. Другая сторона высокой аварийности", по его мнению — это чрезмерные «понты». «У нас много поддержанных машин, мы выбираем машины с мощными моторами, вот если бы у нас был налог на роскошь, то мы бы смогли видоизменить систему, — рассказывает Ломия. — Так же люди не проходят техническое обслуживание, часто при авариях не срабатывают подушки безопасности или они вообще отсутствуют, поскольку машины изрядно поддержаны».

При этом, по словам прокурора, уровень технического контроля в республике — ниже нуля. «У нас никто не производит тотальную экспертизу после аварии», — отмечает Лосия.

«Есть проблема и в нашей ментальности, люди чувствуют безнаказанность потому, что их родственники потом могут их спасти от наказания», — добавляет прокурор республики.

По мнению правоохранителя, указанные проблемы вполне возможно решить. Но нужны правовые реформы и масштабные денежные вливания в техническое обеспечение дорожного хозяйства и работы автоинспекции. Сейчас, как утверждает прокурор, в республике нет ни одной дорожной камеры. «Нужны камеры на дорогах, чтобы исключить человеческий фактор, чем больше этих камер будет висеть, тем лучше, — говорит Ломия. — Необходимо мудрое видеонаблюдение, это означает, что все видеокамеры выводят информацию в один центр, в котором стоит процессор, который имеет доступ ко всем данным».

Россияне сливаются с абхазским менталитетом

«В свой массе автомобилисты переносят свое текущее психологическое состояние и на поведение на дороге, — полагает глава Центра психологического контроля автомобилистов Иван Громов. — Садясь, например, за руль в состоянии раздражения, стресса, недавно перенесенного конфликта, водитель обязательно спроецирует свое состояние и на дорожное поведение».

По словам эксперта, эти общие для психологии вождения правила особенным образом ложатся на характер поведения на дорогах в Абхазии. «Низкий уровень жизни и депрессивность в республике присовокупляются к исторически сложившемуся правовому нигилизму в республике и безнаказанности, которой способствуют родственные связи», — полагает эксперт.

2 © Михаил Мокрушин/РИА Новости

Более того, оказываясь на дорогах Абхазии, россияне, которые в целом значительно более законопослушны, все равно вольно-невольно перенимают у местных стиль поведения на дорогах Абхазии. «У нас в России все-таки достаточно качественно действуют правила дорожного движения, потому в целом на незнакомых дорогах наши водители ведут себя аккуратно — комментирует «Ридусу» ситуацию психолог МППГУ Алексей Щеглов. — Другое дело, при воздействии местного менталитета, в условиях, когда можно безнаказанно сесть за руль в состоянии опьянения, приходит расслабленность, рост самоуверенности, в результате чего, автомобилист перенимает и агрессивную манеру поведения на незнакомых горных дорогах, что и приводит к тяжким последствиям».