Таким образом, народными избранниками разработан комплекс антитеррористических мер, которые должны осуществляться субъектами Российской Федерации, которые, как уверены авторы, помогут спецслужбам эффективней "бороть" террористов.
Проекты разрабатывались в процессе активных консультаций с силовыми ведомствами, пояснила один из авторов "пакета", глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Законопроекты, рассказала она, содержат новации в тех сферах, где так или иначе могут действовать преступники, в том числе террористы. Здесь немало поправок: к УК и КоАП, к законам "О связи", "О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем", "О национальной платежной системе", "О ФСБ", "О противодействии терроризму" и др.
Что касается сотрудников ФСБ, то они получат право на личный досмотр граждан, вещей и транспорта – как это сейчас доступно лишь работникам МВД.
«Не новость, что террористическая угроза является актуальной для нашей страны», - констатировал в беседе с корреспондентом «Ридуса» президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Нынешний пакет поправок эксперт поддерживает, отмечая, что многие из ранее предпринятых в области антитеррористического и антиэкстремистского законодательства шагов дали крен в область борьбы с «мыслепреступлениями», обделяя вниманием борьбу с подпольными исламистскими сообществами, где и сосредоточена основная угроза.
Ограничение платежей
Отдельный комплекс поправок описывает противодействие отмыванию доходов и контроль над финансовыми операциями и информацией в телекоммуникационных сетях. Авторы проекта считают, что аноним, как говорится, хуже террориста.
Теперь хостинг-провайдеры, владельцы сайтов и лица, круг которых определится правительством, получат новую обязанность — хранить в течение полугода данные о приеме, передаче, доставке и обработке электронной информации, которые могут затребовать силовики в процессе оперативно-разыскной деятельности. Это правило распространится и на зарубежные ресурсы, предоставляющие информационные услуги на территории РФ.
Для неперсонифицированных платежных средств (для которых не нужно удостоверять личность), вроде "Яндекс-кошелька" или предоплаченных пластиковых карт (на которую начисляется кредит), предусмотрено сократить объемы анонимных перечислений. Трансграничные перечисления (переводы денег за бугор посредством Интернета) запретят вообще, а внутри страны ужесточат на них лимиты.
Согласно изменениям, операция по переводу электронных денежных средств будет подлежать обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 100 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тыс. рублей, или превышает ее.
Кроме того, при использовании анонимного электронного средства платежа клиентом – физическим лицом остаток электронных денежных средств в любой момент не должен превышать 5 тыс. рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 1 тыс. рублей в течение одного календарного дня (в случае использования предоплаченной карты – 3 тыс. рублей в течение одного календарного дня) и 15 тыс. рублей в течение календарного месяца.
Вместе с тем владельцев карт и банковских счетов с указанием Ф.И.О. ждет, напротив, послабление. Авторы документа отмечают, что законопроект не затрагивает случаев использования персонифицированных электронных средств платежа, «более того, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 403-ФЗ, законодателем повышена со 100 до 600 тыс. рублей сумма остатка электронных денежных средств, при которой возможно использование персонифицированного электронного средства платежа».
Внесенные поправки затронут не только физлиц, но и "многострадальные" НКО. Получение некоммерческой организацией денежных средств от иностранных государств или международных организаций будет подлежать обязательному контролю, если сумма превышает 100 тыс. рублей.
Все эти меры разработаны, дабы правоохранители могли пресекать на ранней стадии любые вероятности теракта, сказала Ирина Яровая. Другой разработчик проектов коммунист Олег Денисенко уверен, что, хотя меры и будут непопулярными, этот инструментарий необходим спецслужбам для профилактики терроризма.
Представители платежных компаний и сетевых ресурсов отказались от комментариев, пока не ознакомятся с текстом поправок. Только в пресс-службе "Яндекс-денег" заявили, что "любые ограничения должны быть взвешенными и обоснованными".
А Михаил Ремизов в комментарии «Ридусу» проявил опасения, что, в частности, положения по контролю за электронными платежами, открывают простор для злоупотреблений. «Контроль финансирования – актуальная мера, поскольку одним из ресурсов террористов являются т.н. «параллельные финансовые системы – подпольные банки и т.н. «системы исламского банкинга». Вряд ли электронные платежи являются основными источниками финансирования терроризма, скорее, все-таки - это альтернативные официальным системы, выстроенные на прочных неформальных связях в теневом секторе. «Их, безусловно, необходимо выявлять», - заключил эксперт.
Детали предлагаемого "уголовного новаторства"
"Антитеррористический пакет" серьезно "перекроит" Уголовный кодекс. В частности, статья 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» пополнится: к исчерпывающему перечню обстоятельств, отягчающих наказание, добавится новый критерий — «преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма».
Также, как отмечено выше, целый ряд статей Кодекса будет дополнен высшей мерой наказания — пожизненное заключение: за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), за организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ), за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ), за создание вооруженного формирования (ст. 208 ч. 1 УК РФ), за угон транспортного средства, повлекший смерть человека (ст. 211 ч. 3). В статью 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности» добавляется пункт 4 — организация финансирования терроризма, которая также карается лишением свободы от 15 до 20 лет или пожизненным заключением.
В статью 205 УК РФ «Террористический акт» дополнительно вносится цель совершения данного преступления — «дестабилизация деятельности органов государственной власти и самоуправления в регионе».
К содействию террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ) добавляются следующие преступления: прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), создание террористического сообщества (ст. 205.4 ч. 1 УК РФ), организация деятельности террористической организации (ст. 205.5 ч. 1 УК РФ), захват заложника, повлекший его смерть (ст. 206 ч. 3 и ч. 4 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ) и угон транспортного средства, повлекший смерть человека (ст. 211 ч. 3 УК РФ).
Антитеррористическим пакетом законопроектов также определяется ряд статей, опасных с точки зрения терроризма. По статьям Уголовного кодекса «Террористический акт» (ст. 205), «Содействие террористической деятельности» (ст. 205. 1), «Захват заложника» (ст. 206), «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» (ст. 211), «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ст. 277), «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» (ст. 278), «Вооруженный мятеж» (ст. 279) и «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» (ст. 360) наказание не может быть избрано ниже низшего предела или заменено на более мягкое. Помимо этого, по данным статьям исключается условное наказание, освобождение от уголовной ответственности по истечению сроков давности совершения преступления, а также отсрочка наказания.
Информационная безопасность
Но и это еще не все. Кроме того, депутатами внесен проект закона, обязывающего физические и юридические лица уведомлять Роскомнадзор о начале деятельности по организации передачи информации в Интернете и полгода хранить данные о действиях пользователей в Сети.
По словам Ирины Яровой, законопроект предполагает дополнить закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новой статьей «Обязанности организатора распространения информации и/или обмена данными между пользователями в Интернете».
Согласно ей, физическое или юридическое лицо обязано в порядке, установленном правительством РФ, уведомить уполномоченный государственный орган о начале осуществления деятельности по организации распространения информации и/или обмена данными между пользователями в Интернете.
Несоблюдение перечисленных требований будет грозить штрафами. Так, невыполнение обязанности по уведомлению о начале деятельности по организации распространения информации и обмену данными между пользователями в Интернете повлечет штраф для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а для юрлиц – от 100 тыс. до 200 тыс.
На местах - в ответе
В тексте комплекса антитеррористических поправок также выделены обязанности субъектов РФ в области противодействия терроризму. Главы субъектов должны организовать работу по реализации государственной политики в области противодействия терроризму, координировать деятельность органов государственной власти по противодействию терроризму и ликвидации последствий его проявлений. Уточнены действия правительства субъекта РФ, в их числе организация и реализация мер и программ по части профилактики терроризма, информационное противодействие этому злу, мониторинг экономических и политических процессов в обществе, обучение граждан методам предупреждения террористических угроз. Необходимо, чтобы правительство субъекта РФ следило за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов, работе по оказанию медицинской и финансовой помощи пострадавшим при теракте.
В целом же, говоря о принятии новых законов, никаких нарушений гражданских прав политолог Михаил Ремизов не усматривает, считая новации, в целом, соответствующими международной практике. Более того, по его мнению, по ряду направлений (расширение коллективной ответственности родственников террористов, введение КТО на постоянной основе в республиках Северного Кавказа, равно как признание региона особой зоной правовых регламентов и введение контроля за внутренней миграцией) можно будет проводить и дальнейшую работу.