В ходе январского послания президента Федеральному собранию Владимир Путин обозначил ряд первостепенных целей и задач, стоящих перед властью для преодоления внутренних проблем России. Наряду с вопросами демографии и соцподдержки глава государства отдельно выделил алгоритм развития в области экологии: Путин заявил о необходимости кардинально снизить объем поступающего на полигоны мусора, внедрять раздельный сбор отходов, в целом переходить на экономику замкнутого цикла и начать полноценное применение механизма расширенной ответственности производителя.
Менее чем за месяц до выступления Путина на рассмотрение нижней палаты парламента был внесен законопроект, инициированный депутатом Госдумы Александром Фокиным. Поправки к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», предложенные парламентарием, касаются совершенствования системы расширенной ответственности производителя — одного из краеугольных камней экономики замкнутого цикла.
«Ридус» выяснил, что предлагает законотворческая инициатива Фокина.
Три кита осознанного потребления
Главный принцип экономики замкнутого цикла заключается в возврате как можно большего количества вторичных ресурсов в хозяйственный оборот вместо безответственного погребения их на мусорных полигонах. В основе этого лежит идея осознанного потребления, которая опирается на экологическую концепцию 3R — Reduce, Reuse, Recycle («Сокращай потребление, используй повторно, перерабатывай»).
Эта концепция существует и в более расширенном виде — с добавлением еще двух «R». Это Repurpose («перепрофилирование»), когда, казалось бы, уже ненужной вещи находится изобретательное применение, и Refuse («отказ от покупки или использования) — это основа осознанного потребления.
На Западе эту же идею озвучивают хлестким слоганом Zero waste — «Ноль отходов». Основной экономический инструмент, который позволяет воплощать его в жизнь, — расширенная ответственность производителя (РОП). Именно его основной принцип озвучил Владимир Путин в послании — «Загрязнитель платит».
Внедрение РОП стартовало в России еще с начала 2015 года, однако за пять лет система так полноценно и не заработала. Система РОП обязывает производителей товаров финансировать возврат отходов во вторичный оборот после утраты их продукцией потребительских свойств.
Аппетиты общества потребления с каждым годом растут в геометрической прогрессии, поэтому мировая экономика активно перестраивается в соответствии с принципами устойчивого развития. Одна из важнейших из 17 целей в области устойчивого развития ООН как раз и заключается в создании экономики замкнутого цикла или экономики ответственного производства и потребления. Россия — пусть и не без погрешностей — начинает движение в этом направлении.
Депутат Фокин в своем законопроекте обратил внимание на фактор, сдерживающий этот процесс. Дело в том, что сегодня в России ответственность лежит на сотнях тысяч производителей товаров в упаковке, но совершенно забывают о том, что упаковка — это такой же товар.
«Утиный тест» упаковки
На сегодняшний день именно упаковка товаров составляет более 50% от общего объема всех твердых коммунальных отходов. Однако отдельным товаром она не признается: отвечают за ее переработку производители, упаковывающие свои товары.
Есть популярный в Сети тест на очевидность происходящего, который звучит так: «Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка». Упаковка обладает всеми признаками товара, подчеркивает автор законопроекта.
По словам депутата Фокина, как только упаковка была произведена и продана товаропроизводителям, покинув территорию предприятия, она поступила в хозяйственный оборот — и начала свой собственный жизненный цикл: «Гарантированно в течение года эта упаковка превратится в отходы, следовательно, ее производитель должен позаботиться о том, как ее утилизировать», — отмечает парламентарий.
С этой позицией, кстати, солидарны и в Минприроды: с точки зрения ведомства, упаковка — это товар, который подвергается такому же регулированию, как и другие товары, и входит во все редакции перечня товаров, подлежащих утилизации.
Законопроектом предлагается возложить обязанность исполнения РОП в отношении произведенной на территории Российской Федерации упаковки на ее непосредственных производителей, вне зависимости от того, производят они ее для упаковки товаров третьих лиц или упаковки собственного продукта, освободив от этой обязанности производителей товаров в упаковке,— говорится в документе.Что это будет означать для производителей и импортеров товаров и упаковки в практическом смысле?
Пекарю — пекарево
В России существует огромное количество предприятий, производящих пищевую продукцию, бытовую химию, косметику, парфюмерию и фармацевтические товары. Вся эта продукция утилизируется самым естественным образом — посредством ее применения или потребления. Другое дело — упаковка этой продукции, поясняет депутат Фокин.
Возьмем для примера индивидуального предпринимателя, который занимается выпечкой хлеба. Для торговли своей продукцией он покупает бумажные или полиэтиленовые пакеты для упаковки, запуская их в хозяйственный оборот. При этом за проданные хлебобулочные изделия ему не нужно отчитываться в Росприроднадзор: его продукцию съедают, здесь нечего перерабатывать. А вот за упаковку ему придется нести ответственность в рамках системы РОП. Но зачем пекаря обременять лишней бюрократией, если его зона ответственности заключается не в создании экологичной упаковки, а в изготовлении качественного хлеба?Законопроект Фокина существенно упрощает жизнь российским предпринимателям, фактически выводя из регулирования всю пищевую промышленность, производителей бытовой химии, парфюмерии, фармацевтики и так далее. «Отчитываться по системе РОП будет тот, кто произвел упаковку, а не положил в нее товар», — подчеркивает депутат.
В отношении ввозимых в Россию товаров и упаковки ответственность в обоих случаях будет на импортерах соответствующей продукции.
«Регуляторная гильотина»
Руководство страны неоднократно упоминало о необходимости применения «регуляторной гильотины» — механизма, который предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов. Законопроект Фокина — это «регуляторная гильотина» во плоти.
На сегодняшний день в России существует около пяти тысяч предприятий, которые производят упаковочную продукцию. Эти предприятия продают упаковку четырем миллионам юридических лиц. Если перенести ответственность по системе РОП на производителей упаковки, государству необходимо будет проанализировать и получить всего лишь пять тысяч отчетов вместо четырех миллионов. Таким образом, администрирование РОП будет значительно проще, а результат будет абсолютно идентичным, — подчеркивает Фокин.«Происходящее сегодня можно сравнить с двумя подходами при взвешивании риса: в первом случае мы взвешиваем мешок, а во втором — зачем-то подсчитываем вес каждого отдельного зернышка, — продолжает парламентарий. — При этом очевидно, что на общий вес этого риса разные подходы никак не повлияют».
Наряду с существенным упрощением администрирования РОП и облегчением жизни товаропроизводителей законопроект Фокина предлагает отменить так называемые нормативы утилизации для производителей упаковки, обязав их нести ответственность за 100% запускаемой в оборот упаковки.
Стимулирование безответственности
Ранее «Ридус» рассказывал о том, что действующие нормативы утилизации в отношении упаковки являются не чем иным, как понижающими коэффициентами для платежей в систему, что противоречит ключевому условию эффективного функционирования системы РОП: загрязнитель платит за весь объем упаковки.
Напомним, в странах Евросоюза производитель платит за обращение со 100% отходов продукции и упаковки, выпускаемой на рынок, при этом правительства устанавливают цели на год по рециклингу этих отходов.
Этим РОП в России коренным образом отличается от европейской модели: система предлагает обеспечивать обращение не со всем объемом, а только с небольшой частью отходов (на 2019 год нормативы установлены от 5% до 35%). Более того, из-за нелогичных нормативов утилизации оказывается, что использовать биоразлагаемые, легко перерабатываемые материалы, такие как картон, получается куда менее выгодно, чем, к примеру, не такой экологически дружелюбный и абсолютно не поддающийся эффективной переработке вспененный полистирол, поясняет депутат.
«При 15-процентном нормативе утилизации вспененного полистирола размер экосбора на него будет ничтожным, следовательно, упаковка из картона, где норматив выше, становится попросту неконкурентоспособной», — предупреждает Фокин.
Если норматив на утилизацию бумаги и пластика не будет равен 100%, то это будет поддерживать систему, стимулирующую изготовление упаковочной продукции из недружелюбных с точки зрения экологии и неудобных в плане сбора и утилизации материалов. Это система, которая пополняет только мусоросжигательные заводы и мусорные полигоны!
«Только закрепление на законодательном уровне обязанности нести ответственность за обращение абсолютно всех отходов от выпущенной в обращение упаковки послужит экономическим стимулом для развития системы раздельного сбора отходов, а также предприятий по их обработке и утилизации в части их максимальной загрузки, увеличения количества производимой продукции и создания здоровой конкуренции. Впоследствии этот экономический рост приведет к снижению цен на товары, произведенные с применением упаковки из доступного вторсырья», — заключил автор законопроекта.