Команда Mozilla изучила работу рекомендательных алгоритмов видеохостинга YouTube и выяснила, что кнопки «Не нравится», «Не интересует», «Не рекомендовать видео с этого канала» и «Удалить из истории просмотра» не всегда эффективны. Высока вероятность, что пользователи все равно будут сталкиваться в ленте с нежелательным для них контентом.
Кнопка «Не нравится» влияла на результаты выдачи в 12% случаев, а кнопка «Не интересует» — в 11%. Кнопки «Не рекомендовать видео с этого канала» и «Удалить из истории просмотра» оказались несколько эффективнее — 43% и 29% соответственно.
Результаты исследования команды Mozilla лишний раз подтверждают, что YouTube с помощью рекомендательных алгоритмов «фактически заставляет пользователей потреблять информационный мусор, включая фейки и прочие деструктивные материалы», считает депутат Госдумы РФ Антон Горелкин.
«Видеохостинг руководствуется в первую очередь коммерческими и политическими интересами своих владельцев. Нельзя забывать, что YouTube — это американская компания. И если сегодня США ведут информационную войну против России, то YouTube, безусловно, будет пропагандистским орудием в руках американских элит. Мы видим, как видеохостинг блокирует каналы российских СМИ, российских общественников, одновременно распространяя с помощью рекомендательных сервисов украинские фейки и прочий опасный контент», — заявил Горелкин в интервью «Ридусу».Он отметил, что «работа рекомендательных алгоритмов абсолютно непрозрачна, никто не знает, по каким принципам они работают».
«Платформы ищут любые возможности, чтобы рекомендательные сервисы оставались в тени. На мой взгляд, задача законодателей всех цивилизованных стран мира сделать эти алгоритмы максимально прозрачными. Это непросто. Даже депутаты Госдумы России, разрабатывая законопроект о рекомендательных сервисах, сталкиваются с давлением со стороны транснациональных IT-корпораций. Однако тренд на регулирование есть, и я думаю, что в конечном итоге нам удастся сделать алгоритмы прозрачными», — заключил Антон Горелкин.
Владельцам YouTube «выгодно держать в секрете принципы работы рекомендательных сервисов, поскольку это один из ключевых инструментов воздействия на аудиторию платформы», добавил глава рабочей группы Общественной палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации и защите прав пользователей интернета Александр Малькевич
«Учитывая, кто является главным заказчиком площадки, прозападная направленность такого влияния не оставляет сомнений», — подчеркнул общественник.
В исследовании команды Mozilla принимали участие более 20 тысяч волонтеров, которые использовали расширение RegretsReporter, позволяющее фильтровать рекомендации и скрывать ненужные видео.