История

В грудь, а не в спину: удивительная история шовинизма

1 15054

Отгремели Наполеоновские войны. Бонапарт потерпел сокрушительное поражение при бельгийской деревеньке Ватерлоо и был заточен на острове Святой Елены. Еще вчера Париж диктовал свою волю едва ли не всему миру, но после похода в Россию и Ватерлоо был посрамлен и унижен. Национальная гордость была растоптана.

Стране нужен был герой. Но коль скоро не нашлось во всей Франции новой Жанны д’Арк, да и второго Роланда тоже было не сыскать, родился народный герой Николя Шовен. Бравый солдат Наполеоновской армии, ветеран, раненный 17 раз в грудь, а не в спину, верный павшему императору и преданный Франции до последнего вздоха.

Отступление Наполеона из Москвы. Нортен (1851)

«Отступление Наполеона из Москвы». Адольф Нортен (1851).

© wikimedia.org

Считается, что впервые Николя Шовен появился в пьесе Le Soldat Laboureur («Вояка-хлебороб») 1821 года, которую часто приписывают Огюсту Эжену Скрибу. После этого персонаж начал регулярно мелькать в различных комедиях. Так, у Поля Верлена в ироничном стихотворении с тем же названием Le Soldat Laboureur Шовен выступает брюзгливым стариком, который кичится своими военными подвигами.

В Египте воевал, был в Австрии в боях.
В Эстремадуре в глаз попал ему монах.
Расправившись с лихим святошею-испанцем,
Он Пруссию прошёл с пустым солдатским ранцем.
Был в шею ранен там, почти околевал.
Зато, входя в Москву, он был уже капрал.
(Soldat Laboureur — «Солдат-землепашец», Поль Верлен). Поль Верлен – французский поэт-символист, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма

Поль Верлен — французский поэт-символист, один из основоположников литературного импрессионизма и символизма.

Другие действующие лица байкам старого солдата не верят и тихонько посмеиваются над его историями. Однако же на его похороны является сам мэр, чтобы «руководить прощанием с героем».

Николя Шовен — персонаж трагикомичный. С одной стороны, он, подобно Дон Кихоту, воюет с ветряными мельницами, с другой — как Василий Тёркин, много раз ходил в атаку. Но при этом Шовен ни в коем случае не глуповатый Швейк.

Фамилия Шовен происходит от латинского слова calvinus — лысый. Она занимает 209-е место в списке самых популярных фамилий Франции, а ее обладателями являются более 16 тысяч ныне живущих людей. У Николя Шовена есть вполне официальная биография, написанная Жаком Арго в 1845 году и впоследствии опубликованная в знаменитом словаре Ларусса.

Бюст Пьера Ларусса

Бюст Пьера Ларусса.

© wikimedia.org

Родился он в Рошфоре примерно в 1780 году и в 18 лет добровольцем пошел на службу в армию Наполеона. Ходил с ним на Египет и Россию, давал прикурить англичанам, бил немца и австрияка. Был участником едва ли не каждой значимой битвы.

«Этот старый вояка неизменно выказывал такое простодушие и такую неумеренность в изъявлении своих чувств, что боевые товарищи в конце концов начали посмеиваться над ним. Постепенно Шовен прославился не только среди военных, но и среди гражданского населения, и слово „шовинизм“ стали употреблять всякий раз, когда речь заходила о поклонении Наполеону и вообще о всяких неумеренных изъявлениях чувств, прежде всего в области политической», — написал в своей статье для словаря Пьер Ларусс.

Портрет Николя Шовена

Портрет Николя Шовена.

Только в 1999 году Жерар де Пюимеж в своей работе «Шовен, солдат-землепашец» доказал, что в реальности Николя Шовена существовать не могло. До этого его считали исторической личностью. На деле же это собирательный образ.

Как бы то ни было, его имя стало нарицательным и породило термин «шовинизм».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение шовинизму:

Под шовинизмом разумеется бурное патриотическое настроение воинственного характера, поддерживаемое разгоряченной фантазией и основанное на слепом чувстве, исключающем проверку действия доводами рассудка.

Схожим образом описывает шовинизм и современный французский Энциклопедический словарь Ларусса:

Патриотизм или исключительный национализм, систематически очерняющий все чуждое в пользу безусловного восхищения национальным. Главный герой короткометражки «Благодарственная речь Николя Шовена»

Главный герой короткометражки «Благодарственная речь Николя Шовена».

Несмотря на общность определений, французы понимают шовинизм далеко не так категорично, как мы. В их понимании, к примеру, парижанин-шовинист ­— это вполне порядочный гражданин, который просто хочет, умеет и делает больше, чем провинциалы. Да, он неоправданно распускает павлиний хвост, высокомерен и своя рубашка ему всегда ближе к телу, но c’est la vie.

Если в России термин «шовинизм» имеет исключительно негативную коннотацию, то французам шовинист может быть вполне симпатичен своей слепой преданностью родине, городу или селу. Однако это вовсе не означает, что это слово не может употребляться в качестве ругательства или для очернения, к примеру, политического противника. И если говорить о первом случае, то этому есть объяснение.

Галльский петух - символ Франции.

Галльский петух — символ Франции.

© wikipedia.org

«Следует ли полагать, вслед за словарями, что шовинизм, во всяком случае, сразу после возникновения этого термина, обозначал просто-напросто крайнюю степень патриотизма или национализма? Быть может, правильнее было бы согласиться с Жюльеном Бенда, видевшим в шовинизме явление более частного порядка? Раз Николя Шовен сумел обратить на себя внимание своих боевых товарищей, а затем и широкой публики, значит, он был не просто рьяным патриотом и пылким поклонником императора — ведь таковыми были и все прочие солдаты старой гвардии», — пишет «разоблачитель» Николя Шовена Жерар де Пюимеж.

Исследователь делает вывод, что должно было быть что-то отличительное в поступках Николя Шовена. Ведь в мировой истории в принципе немного людей, чье имя сделалось нарицательным, а уж для обозначения «экстремисткой и массовой установки» и подавно. Особы же столь скромного происхождения среди этой горстки людей вообще практически не встречаются, подчеркивает Пюимеж.

«Причем термин этот оказался настолько выразительным и жизнеспособным, что в наши дни им стали обозначать явление, не имеющее отношения к национализму: англосаксонские феминистки ведут борьбу за освобождение женщин от Маlе Сhauvinist Pig (свинского мужского шовинизма, — англ.)», — пишет он.

Американские феминистки. Надписи на плакатах: «Все мужики свиньи», «Мужчины и женщины равны».

Американские феминистки. Надписи на плакатах: «Все мужики свиньи», «Мужчины и женщины равны».

© twitter.com

Доказывая, что никаких выделяющих его из массы остальных ветеранов Наполеоновской армии действий Николя Шовен не совершал, Пюимеж делает вывод, что в основе шовинизма лежат не идеи, а образы, рассказы и символы, он принадлежит сфере эмоционального, а не рационального. Как и многие другие исследователи, Пюимеж не считает шовинизм тождественным национализму или патриотизму. В нем он видит «нулевой уровень» французского национализма, поскольку именно после потрясений начала XIX века начало зарождаться французское национальное самосознание.

«В самом деле, хотя он (Николя Шовен. — Прим. „Ридуса“) и объявляет во весь голос о своей принадлежности к французской нации, в то же самое время он, дитя новой эпохи, притязает на значение всеобщее, выходящее за пределы того или иного этноса. Не случайно его имя породило интернациональный неологизм „шовинизм“, обозначающий психологическую установку, которая характерна отнюдь не для одних французов», — пишет исследователь.

Есть множество собирательных образов национальных героев. Тот же Дядя Сэм или английский солдат-землепашец Джон Буль «немыслимы вне контекста той нации, которую они представляют».

Шовинизм же стал понятием интернациональным по описанным выше причинам. И если для других наций «шовинизм» понятие исключительно негативное, то для французов все не так однозначно именно по причине исторической памяти.

В отличие от других, им истинный образ Николя Шовена хорошо знаком.