Завершено расследование катастрофы Як-42Д в аэропорту Ярославля, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив".
Его результаты будут опубликованы на этой неделе, однако уже сегодня издание "Коммерсант" называет причину аварии: ошибочные действия при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева, начавшего тормозить на взлете.
Выяснилось, что торможение на взлете – довольно типичная ошибка экипажей, переучившихся на новый тип с самолетов Як-40.
"Системы управления этими самолетами на разбеге — парные педали двойного назначения у каждого из летчиков — схожи. Чтобы подкорректировать направление разбегающегося самолета, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем. Однако есть и существенное, как выяснилось, различие: педали Як-40 имеют снизу специальные полочки-чашки под каблук, поэтому ноги в них можно как бы положить и держать постоянно, в то время как на Як-42 этих полочек нет", - пишет "Коммерсант".
Командир Андрей Соломенцев, просидевший за штурвалом Як-40 более 5 тысяч часов, и второй пилот Игорь Жевелов, только что переучившийся на Як-42, взлетали в привычных для себя позах – с ногами на педалях.
Вместе с тем, NEWSru приводит экспертное мнение о невозможности установить точно, тормозил ли пилот: на Як-42 нет датчиков, которые фиксировали бы воздействие на педаль.
Однако, судя по записи переговоров экипажа, дело было именно в их ошибке. "Коммерсант" приводит последние слова пилотов, слишком поздно понявших свою ошибку:
"Что ты делаешь, Андрюха?!"
"Пиздец",— сказал командир Соломенцев.