В крупнейших мегаполисах мира сейчас ежегодно наблюдается на 25% больше экстремально жарких дней, чем в 1990-х годах. По оценке Международного института окружающей среды и развития (IIED), в целом количество дней с температурой выше 35°C в 43 самых густонаселенных столицах мира выросло со среднегодового значения 1062 в период с 1994 по 2003 год до 1335 в период с 2015 по 2024 год.
Такая динамика наблюдается повсеместно: среднее количество дней с температурой выше 35°C удвоилось в Риме и Пекине, а в Маниле утроилось. В Мадриде раньше было в среднем 25 таких жарких дней в году, а теперь — 47 дней. В Лондоне, где климат относительно прохладный, удвоилось количество дней с температурой выше 30°C.
В городе Бразилия (столице одноимённой страны, где в ноябре пройдет климатический саммит ООН, COP30) в период с 1994 по 2003 год было всего три дня с температурой выше 35°C, а с 2015 по 2024 год — уже 40 дней.
В ЮАР, которая сейчас председательствует в G20, жители Претории теперь в среднем имеют 11 дней в году с температурой выше 35°C, тогда как в 1990-х таких дней было лишь три.
В 2024 году по всему миру наблюдалась изнурительная жара. Например, в июле в Китае был зафиксирован исторический рекорд — 41,2°C, в результате чего более 10 тысяч человек были госпитализированы, напоминает The Guardian. В Европе в период с июня по август из-за жары погибло не менее 16 500 человек.
В этом году многие крупные города, от Далласа до Шанхая, сталкиваются с «климатическим хлыстом», который приносит смертельные перепады между экстремально влажной и сухой погодой.
Глобальное потепление делает каждую волну тепла более интенсивной. Экстремальная жара, вероятно, стала причиной преждевременной смерти миллионов людей за последние три десятилетия, причём сильнее всего от неё пострадали пожилые люди и малоимущие жители быстрорастущих городов, пишет издание.
«Глобальная температура растёт быстрее, чем, вероятно, ожидали правительства, и определённо быстрее, чем они, похоже, реагируют», — заявила исследователь из IIED Анна Валницки.
Глобальный центр по адаптации запустил кампанию под названием «Жара началась», направленную на ускорение масштабирования решений, спасающих жизни и защищающих средства к существованию, — от охлаждающих центров и затененных зон отдыха до климатически оптимизированных графиков работы и систем раннего оповещения.