Республика Крым за восемь лет в составе России стала одним из регионов — лидеров по количеству чиновников, обвиненных в коррупции.
«Ридус» собрал самые громкие аресты высокопоставленных чиновников полуострова.
Аппаратный триумвират
Вертикаль власти в Крыму держится на трех китах. Это бенефициары «крымской весны» — глава Крыма Сергей Аксенов, спикер регионального парламента Владимир Константинов и бывший полпред президента Крымского федерального округа Олег Белавенцев. Именно они стали полноценными хозяевами положения дел в республике и могут расставлять чиновников и депутатов на нужные позиции.
Впрочем, с момента вхождения полуострова в состав России влияние упомянутых лиц начинает убывать пропорционально тому, как повышается здесь уровень коррупции и одновременно растет количество громких арестов и провалов в освоении федеральных траншей на развитие инфраструктуры республики.
У бессменного главы Крыма Сергея Аксенова имеется одна особенность: он заступается за своих людей во власти, даже если у них начинаются неприятности с правоохранителями. Но если Константинов и Белавенцев предпочитают защищать приближенных кулуарно, то глава республики выбирает публичность.
29 июня 2015 года силовики задержали главу крымского Минпрома Андрея Скрынника. Чиновника обвинили в том, что он помог перевести в частную собственность национализированное имущество республики — около 170 объектов Бахчисарайского районного потребительского общества. В итоге 20 магазинов, шесть объектов общепита, колбасный и рыбный цеха, земля и многое другое стало собственностью двух бахчисарайских бизнесменов. Силовики оценили ущерб республике в 48 миллионов рублей.
7 июня 2015 года Сергей Аксенов обвинил ФСБ в «фабрикации» уголовного дела против Скрынника.
Крым. 18 августа 2015 года. Министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник.
«Не допущу преследования сотрудников органов исполнительной власти по необоснованным мотивам в интересах частных лиц. Фабриковать уголовные дела никто здесь не будет», — заявлял глава республики.Через два дня глава Крыма создал комиссию по защите прав чиновников при республиканском правительстве. Ее должен был возглавить тогдашний полпред Олег Белавенцев. Правда, просуществовала комиссия недолго, всего несколько дней. 13 июля Аксенов отменил свое распоряжение, чтобы исключить «неоднозначное толкование целей и намерений создания специальной комиссии». Однако уголовное преследование министра было все-таки прекращено.
В 2017 году Сергей Аксенов заступался за экс-мэра Ялты Андрея Ростенко, который на два месяца оказался в московском СИЗО. Бывшего градоначальника обвинили том, что он оформил земельный участок в муниципальную собственность, вместо того чтобы передать его пансионату МВД. Глава Крыма заявил, что не намерен допускать беспредел в отношении должностных лиц по эпизодам, в которых нет состава преступления.
«Считаю непрофессиональным возбуждение уголовного дела на основании таких обстоятельств и при отсутствии ущерба для государства. Чувствуется чей-то заказ. На мой взгляд, это провокация против органов власти Республики Крым», — утверждал Аксенов.В итоге бывшего мэра отпустили через два месяца, дело закрыли. Сегодня Ростенко — замминистра культуры Крыма.
Но больше глава республики за своих подчиненных не заступался. «Неприкасаемых нет», — теперь это стандартный комментарий Аксенова по поводу очередного задержания или ареста крымских чиновников.
Ну а по крымским городам и весям нынешней осенью пронеслась череда увольнений.
«Очевидно, что кольцо силовиков вокруг главы Крыма все сильнее сжимается. Все больше приближенных к нему лиц влипают в уголовные дела, что дает основание видеть будущее республики всё более туманным». Так прокомментировал «Ридусу» сложившуюся ситуацию политолог Владимир Киреев.«Расстрельная должность»
Именно так глава Крыма отреагировал на арест куратора федеральной целевой программы (ФЦП) вице-премьера Олега Казурина в январе 2017 года. Казурин — бывший подчиненный полпреда Олега Белавенцева и выходец из ОАО «Славянка» (дочернее предприятие «Оборонсервиса»), известного скандалом с многомиллионными хищениями в Минобороны.
Арест Казурина произошел всего через несколько месяцев после того, как был ликвидирован Крымский федеральный округ и Белавенцев перестал быть полпредом полуострова. Казурина отправили в места не столь отдаленные на одиннадцать с половиной лет за получение взятки в размере 27 миллионов рублей.
На посту вице-премьера по ФЦП его сменил Виталий Нахлупин, которого всего через год, в октябре 2018-го, силовики задержали за взятку в 16 миллионов рублей. Вместе с ним были задержаны первый зампредседателя комитета конкурентной политики Крыма Ярослав Сливка, который в итоге получил пять лет условно, и бывший замминистра транспорта республики Валентин Дукорский, получивший шесть с половиной лет условно. Дело же Нахлупина длится до сих пор, он давно уже выпущен из-под стражи.
«Чиновник, с вещами на выход»
Сразу после окончания выборов в Госдуму в нынешнем году в Крыму началась новая серия задержаний высокопоставленных чиновников.
23 сентября Киевский суд Симферополя арестовал на два месяца по обвинению в хищении бюджетных средств в размере более 57 миллионов рублей при строительстве водовода очередного куратора ФЦП вице-премьера Евгения Кабанова и его подчиненного главу Минстроительства Михаила Храмова.
В конце ноября суд продлил чиновникам домашний арест еще на два месяца. Глава Крыма до сих пор аресты не прокомментировал.
Киевский районный суд г. Симферополя.
Между тем Кабанов далеко не последняя фигура на полуострове. «Ридус» публиковал расследования о его сомнительной деятельности, по поводу которых чиновник безуспешно пытался судиться с нашим изданием.
По данным системы «Спарк», у Кабанова имелся общий бизнес с сыном Владимира Константинова. Перед назначением в крупнейшей на полуострове фирме девелоперской группы компаний «Интерстрой», которую возглавлял Евгений Кабанов, сменили учредителя на его родственников и близких к нему лиц. Возможно, именно поэтому через несколько дней бывшим чиновникам удалось оспорить решение Киевского райсуда Симферополя, и им заменили меру пресечения на домашний арест. 22 ноября суд продлил домашний арест Кабанова еще на два месяца.
«Это вам не прачечная»
Еще один чувствительный арест для крымского триумвирата произошел в конце ноября нынешнего года.
19 ноября Басманный суд отправил в СИЗО министра культуры Крыма Арину Новосельскую, которая, как писали злые языки, входила в «аппаратный гарем» Олега Белавенцева. Спустя несколько дней глава республики уволил Новосельскую в связи с «утратой доверия». За уже экс-министра ее покровители не стали вступаться. При этом, стоит заметить, она единственная, кто сохранял за собой кресло в республиканском правительстве с 2014 года.
Ее не увольняли ни за срывы сроков по контрактам, ни за халтуру подрядчиков при реконструкции объектов культурного наследия, ни за дефиле в полупрозрачном костюме с просвечивающим нижним бельем на школьной линейке, ни за мат в прямом эфире на совещании у главы Крыма, ни за другие эксцентричные поступки.
10 июня 2015 года. Министр культуры Крыма Арина Новосельская.
Теперь Новосельскую обвиняют в получении взятки в 25 миллионов рублей от компании «Меандр», руководство которой проходит по делам, связанным с реставрацией объектов культуры в Санкт-Петербурге. По версии следствия, министр взяла деньги за покровительство компании при строительстве театра кукол в Симферополе с суммой контракта более миллиарда рублей. Недостроенный театр уже несколько лет стоит заброшенным в центре Симферополя.
Впрочем, на счету экс-министра культуры десятки исторических объектов с браком и сорванными сроками реконструкции. В частности, специалистов возмутили методы реставрации Бахчисарайского дворца, в результате которых были повреждены фрески. В музее Чехова в Ялте после ремонта потекла крыша.
Реконструкция Митридатской лестницы в Керчи, которая обошлась федеральному бюджету в 1,2 миллиарда рублей, уже сейчас вызывает вопросы. Местные общественники обнаружили, что вместо натурального камня подрядчики использовали искусственный с мраморным напылением, а вместо мраморизированного камня — шлифованный ракушняк, который используется по технологии только для внутренних работ.
Земельный вопрос
В Республике Крым 25 административных единиц — 14 муниципалитетов и 11 городских округов регионального значения. С 2014 года в них сменилось более 60 руководителей. Около десятка из них отправились на скамью подсудимых или покинули свой пост из-за возбуждения уголовных дел в их отношении.
Ну а в нынешнем году отставки и аресты посыпались как из рога изобилия. В большинстве случаев надзорные и следственные органы встречают активное противодействие со стороны покрывающих друг друга чиновников. При этом каждое из дел сопровождает массированный информационный шум.
Приведем наиболее характерные примеры.
В Евпатории разгорелся натуральный криминальный блокбастер. Силовики на фоне заключения инвестиционного соглашения на 35 миллиардов рублей на строительство туристической инфраструктуры вокруг озера Мойнаки расследуют незаконное выделение частникам 77 гектаров земли на сумму семь миллиардов рублей.
5 октября задержали главу горсовета Евпатории Олесю Харитоненко и мэра города Романа Тихончука. Были проведены обыски и следственные действия, после которых их отпустили. При обыске дома у градоначальника изъяли компьютер с документами, подтверждающими, что тот руководит фирмой, «обеспечивающей крымские здравницы всем необходимым».
Тихончук отрицал связь с бизнесом. Компьютеры, по его словам, изымали «в рамках других мероприятий, другого дела», по которому он проходил свидетелем, а бизнесом он перестал заниматься с момента назначения мэром, пояснял он позже. Эти объяснения коллег устроили. Два раза прокуратура Евпатории по представлению через горсовет пыталась снять мэра, но 29 октября депутаты окончательно отклонили претензии правоохранителей. А вот Харитоненко по ходатайству следователя 26 октября была отстранена от должности, ей инкриминировали превышение должностных полномочий.
Евпаторийское дело о хищениях земли еще только развивается, а на подходе уже и другие.
2 ноября задержали мэра Белогорска Игоря Ипатко. По данным силовиков, градоначальник вымогал у предпринимателя взятку в размере 1,4 миллиона рублей за содействие в оформлении градостроительного плана на земельный участок.
Мэр Керчи Святослав Брусаков.
Двумя неделями позже, 16 ноября, нового мэра Керчи Святослава Брусакова, который меньше полугода занимает свой пост, вызвали для проведения следственных действий в Симферополь. Очевидно, продолжение этой истории еще последует.
Ранее, в конце октября, сотрудники ФСБ уже проводили обыски в администрации Керчи. Правоохранители имеют претензии к керченским чиновникам по поводу заключения контрактов на благоустройство города.
29 ноября Керченский городской суд отправил в СИЗО на два месяца Сергея Органова, бывшего начальника управления единого заказчика администрации города. Экс-чиновник курировал в Керчи ФЦП, в частности объекты культуры. Взятки «натурой» Органов брал у подрядчиков за закрытие актов выполненных работ.
Кадровая чехарда
По словам крымского общественника Константина Ерманова, с момента назначения Брусакова в Керчи идет непрекращающийся передел сфер влияния в реализации госконтрактов. «Старая команда пытается удержаться, а новая их выживает», — объясняет собеседник «Ридуса».
Дело в том, что в Крыму чиновникам разрешено самим выбирать подрядчиков без конкурсных процедур, и, таким образом, каждый новый мэр сам себе выбирает единого поставщика. Потом, как показывает практика, возбуждаются новые уголовные дела, следуют увольнения и задержания, после назначается новое руководство. И далее всё по старому сценарию. «Такая кадровая чехарда вредит Крыму», — считает Ерманов. По его словам, любому главе администрации нужен минимум год на раскачку, но, когда он только успел вникнуть и понять специфику и может начать полноценно работать, его убирают и назначают следующего.
По мнению политолога Сергея Маркелова, многочисленные аресты и динамичная кадровая ротация говорят о том, что «Крым все больше становится похож на обычный российский южный регион». «Крымчане еще не переболели до конца ощущением особенности своей территории, — считает собеседник „Ридуса“. — Транзит окончательного перехода в Россию немного затянулся. По сути же, Крым уже становится филиалом Краснодарского края — те же южные реалии. В Анапе, Сочи, Геленджике, чиновники постоянно меняются и оказываются под следствием».
По словам эксперта, глава Крыма Сергей Аксенов постепенно становится балластом для федерального центра. Ему все сложнее апеллировать к доверительному отношению.
В государственных структурах, в том числе силовых, многие уже уверены, что для изменения ситуации в республике необходимы кардинальные реформы.
«Вся управленческая конструкция в Крыму завязана в основном на Аксенова, и изменения необходимо начинать „с головы“. „Крымская весна“ уже давно закончилась, и, судя по тому, что происходит на полуострове, это уже „крымская зима“», — уверен политолог.***
В следующих материалах мы расскажем об арестах и кадровых ротациях в Севастополе, а главное — что ждет чиновничью рать полуострова в ближайшем будущем.