Здоровье Общество

В Лиге пациентов призвали пострадавших от вакцин против COVID подавать в суд

0 3161

Росздравнадзор сообщил о выявлении побочных эффектов от препаратов против коронавируса. Есть вероятность, что эти лекарства принесли больным больше вреда, чем пользы. Является ли это поводом подать в суд, «Ридусу» рассказал глава Лиги защитников пациентов юрист Александр Саверский.

В РФ наконец-то подвели итоги эффективности препаратов против COVID-19. Как сообщил Росздравнадзор, речь идет о лекарствах на основе фавипиравира. Было заявлено о 873 побочных эффектах. По мнению главы Лиги пациентов, количество пострадавших может быть гораздо больше. Однако медики не спешат сообщать о проблемах со здоровьем своих пациентов.

«Врачи с большой опаской сообщают о последствиях лекарственного воздействия, и зачастую пациентов обвиняют в неправильном применении препарата. Если у пациента возникают осложнения, то первое, на что смотрят эксперты, — правильно ли было применено лекарство, в правильной ли ситуации. Врач боится сообщать о побочных эффектах у пациентов, чтобы не попасть под раздачу. И доверять цифрам о количестве пострадавших от новых лекарств я бы не стал», — заявил «Ридусу» Александр Саверский.

Кроме того, доказать негативное влияние препаратов на здоровье пациентов крайне сложно. Эксперты в таких случаях говорят: после — не значит вследствие.

«То есть человек умер, но далеко не факт, что от конкретного лекарства, пойдите докажите. Ситуация усугубляется тем, что надлежащие клинические исследования эти лекарства пройти не успели. Как в этом случае доказать причинно-следственную связь того, что неизвестно», — посетовал глава Лиги защитников пациентов.

Для таких случаев существует система защиты, которая называется «формальным составом преступления». В этом случае пациентам не нужно доказывать причинно-следственную связь, так как сам факт применения такого препарата является преступлением, отметил юрист.

«В ковидный период массово применялись препараты, не прошедшие надлежащие клинические исследования. Результаты мы сейчас наблюдаем. Люди, у которых наступил вред здоровью от применения этих препаратов, вправе обращаться в суды. Общее правило — подача иска в суд при причинении вреда здоровью и тем более смерти близкого человека после применения лекарства — никто не отменял. Здесь, на мой взгляд, есть уголовный состав преступления. Это статья 238 УК РФ — „Нарушение требований безопасности для жизни и здоровья потребителей“. Поскольку надлежащие исследования проведены не были, все делалось в ускоренном режиме», — считает Александр Саверский.

Но вот в успехе таких судебных дел юрист далеко не уверен. В период пандемии медики были вынуждены спасать жизни, применяя недоработанные лекарства. Такова общемировая практика.

«Считается, что пандемия списывает все грехи. Но у нас и тут свою позиция: пандемия была объявлена незаконно. У ВОЗ не было на это прав, о чем у нас есть подтверждающее письмо МИД РФ. Но тем не менее Конституционный суд принял решение о том, что все принятые в ковидный период меры были правомерны, потому что ВОЗ объявила пандемию», — заключил глава Лиги пациентов.

Ранее международная биофармацевтическая компания AstraZeneca впервые признала побочные действия от ее вакцины против COVID. В сообщении, в частности, отмечается, что побочный эффект выражается в тромбозе с синдромом тромбоцитопении.