Именно в мае 1944 года на Научно-испытательном полигоне стрелкового вооружения (НИПСВО) состоялись первые испытания автоматического оружия под новый промежуточный патрон образца 1943 года.
Изначально предполагалось, что это будет «оружие поддержки», то есть, аналог автоматической штурмовой винтовки. Ей полагался ствол длиной не менее 500 мм и лёгкие сошки.
Свои конструкции на конкурс представили Дегтярёв и Симонов, чьи образцы были признаны лучшими.
Учитывая, что «автоматы по весовым и конструктивным признакам относятся к группе ручных пулемётов», их доработка продолжилась в отдельной категории. Таким образом, ГАУ снова вернулось к теме ручных пулемётов, но уже под новый патрон.
В итоге лучшей конструкцией ручного пулемёта был признан РПД — модель В. А. Дегтярёва под ленточное питание с несменяемым стволом, значительно превосходивший ДП по кучности боя.
Постановлением Совета Министров СССР № 2611−1033сс от 18 июня 1949 года на вооружение Советской армии был принят 7,62-мм патрон образца 1943 года и оружие к нему: самозарядный карабин Симонова (СКС) вместо карабина образца 1944 года; автомат Калашникова (АК) вместо пистолетов-пулемётов образца 1941 и 1943 годов; ручной пулемёт Дегтярева (РПД) вместо ручного пулемёта ДПМ.
Переход ручных пулемётов на новый менее мощный патрон предопределил их будущую судьбу. Место такого пулемёта в отделении и взводе в системе вооружения Советской армии осталось неизменным. При этом его мощь значительно снизилась, поэтому в войсках такой пулемёт не особо любили.
Со временем ротный РП-46 и батальонный СГМ сменили единые пулемёты ПК, а место РПД занял ручной пулемёт Калашникова (РПК), унифицированный в производстве с автоматами АК.
С принятием нового калибра в 5,45 мм и без того немалый разрыв в мощности между ручными и едиными пулемётами стал ещё больше.
Ручные пулемёты РПД с ленточным питанием и РПК с дисковым магазином Техника и вооружение, 2020−01
Сегодня объёмы заказов на выпуск ручных пулемётов снизились до минимальных значений.
В подразделениях специального назначения РПК не полюбили. Легче увидеть автоматы с магазинами от ручных пулемётов, чем сами ручные пулемёты.
Чаще других встречаются РПК в подразделениях ВДВ, так как используются в боевых машинах десанта (БМД) в качестве курсовых пулемётов. В последние годы начались очередные поиски облика современного ручного пулемёта. Пока в Вятских Полянах продолжается выпуск классических РПК, в Ижевске и Коврове уже предлагают свои альтернативы.
Ковровский «Токарь»
В начале XXI века в России опять встал вопрос о модернизации ручных пулемётов. Самым популярным зарубежным лёгким пулемётом сегодня является 5,56-мм бельгийский FN Minimi, также известный под обозначением M249. Вероятно, когда в 2011 году научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» (СТиС) МВД России открыло опытно-конструкторские работы (ОКР) «Токарь» на разработку 5,45-мм ручного штурмового пулемёта, было решено идти дальше, опираясь на опыт западных коллег.
Первый вариант «Токаря» предполагал возможность переменного темпа стрельбы и довольно внушительный для ручного пулемёта вес (до 6,5 кг). Помимо двух вариантов стволов (короткого и длинного), пулемёту требовались магазины на 60 и 90 патронов. При этом в комплекте их полагалось иметь по 4 штуки каждого вида, что составило бы боекомплект в 600 патронов на один пулемёт. В случае отсутствия таких магазинов оружие могло использовать и штатные от АК74 или РПК74. Ресурс каждого ствола обязан выдерживать 15 000 выстрелов, а после отстрела 1000 выстрелов не допускать выстрела от самовоспламенения патрона вследствие нагрева оружия стрельбой.
Для чего же нужен переменный темп стрельбы?
Оказывается, более высокий темп стрельбы при ведении огня короткими (до 5 выстрелов) и даже длинными (до 15 выстрелов) очередями повышает кучность боя. Пример такого двухтемпового отечественного оружия — автомат Никонова АН-94. В режиме стрельбы двойками у АН-94 темп втрое (1800 против 600 выстрелов в минуту) превышает таковой при стрельбе очередями. Это позволило добиться существенного преимущества по эффективности стрельбы над АК74. При этом именно усложнение конструкции оружия так и не позволило Никонову потеснить позиции Калашникова.
Проектно-конструкторский центр (ПКЦ) ковровского завода им. Дегтярева (ЗиД) стал единственным, кто решился взяться за удовлетворение милицейских требований. К моменту окончания ОКР был готов и первый опытный образец, который, вероятно, поспособствовал началу новых ОКР «Токарь-2» в 2016 году. Заказчик решил отказаться от переменного темпа стрельбы и изменил систему питания с классического магазинного на комбинированное с дополнительной возможностью использования ленты.
Штурмовой пулемёт ПР-5,45
Стоит отметить, что наряду с бельгийскими оружейниками в 70-е годы и советские конструкторы разрабатывали оружие с комбинированным питанием. В СССР исследования шли в рамках ОКР «Поплин», для которых в Ижевске последовательно создали несколько вариантов таких пулемётов как ПУ, ПУ-1, ПУ-2 и ПУ-21.
Целью работ ставилось повышение эффективности стрельбы ручного пулемёта в полтора раза. В итоге результаты ОКР «Поплин» не впечатлили заказчика, и дальнейшая деятельность по ним была свёрнута. Новый пулемёт «Токарь-2» получил индекс ПР-5,45 и наименование «Корд-5,45», что недвусмысленно намекает на ковровский приоритет в его разработке («Корд» означает «Ковровские ОРуженики-Дегтярёвцы»), несмотря на открытый конкурс.
Смена варианта питания повлекла за собой изменение боекомплекта оружия. Теперь ему полагалось 6 магазинов по 60 патронов, а также лента общей ёмкостью 700 патронов. Незначительно изменились и другие параметры оружия, а максимальный непрерывный отстрел патронов из ствола был снижен с 1000 до 250 выстрелов.
Пулемёт ПР-5,45 на выставке образцов вооружения СТиС во время заседания коллегии МВД по итогам 2017 года, февраль 2018 года
Несмотря на все трудности, разработка ПР-5,45 в Коврове была успешно завершена. В 2018—2019 годах штурмовой пулемёт неоднократно демонстрировался на различных закрытых мероприятиях и стал визитной карточкой рекламной продукции ЗиД. Итоговые характеристики оружия пока не обнародованы. Свой вариант штурмового пулемёта, но под патрон 7,62×39, разрабатывает в Вятских Полянах ООО «Молот-оружие», остающееся главным производителем ручных пулемётов в России.
Модернизация РПК
Интерес к модернизации ручных пулемётов не обошёл и ещё одного российского оружейного корифея — тульское Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО). В 2013 году в рамках ОКР «Вьюга-11» там провели модернизацию РПК74. Ручной пулемёт получил тактический глушитель, механизм увеличения темпа стрельбы, эргономическую рукоятку и телескопический приклад.
Заключение по итогам программы испытаний гласило, что «опытный образец скорострельного ручного пулемёта под патрон 5,45×39 мм ОЦ-81 с нижним положением переводчика темпа стрельбы испытания выдержал».
По итогам ОКР ЦКИБ СОО получило госзаказ, контракты по которому, как заявляет разработчик, успешно выполняются. По названию ОКР на букву «В» с большой долей вероятности можно предположить, что заказчик модернизации не кто иной как ФСБ РФ. Параллельно этим работам в рамках других ОКР в Туле для ручных пулемётов разработали магазины большой вместимости на 70 (ОЦ-87) и 75 патронов (ОЦ-103).
Магазин ОЦ-103 на 75 патронов 5,45×39 ЦКИБ СОО
Волна интереса силовых структур к новым ручным пулемётам была замечена и в «Концерне «Калашников», в который входит Ижевский машиностроительный завод, выпускающий автоматы Калашникова.
После успешного запуска в серийное производство АК-12 в Ижевске логично решили перенести хорошо отработанную схему модернизации АК на пулемёт РПК74. Так осенью 2015 года появился РПК400, который без лишней помпы демонстрировался для подразделений специального назначения во время проведения IV открытого Чемпионата ФСКН России по тактической стрельбе в подмосковном Красноармейске.
Ожидаемо, что РПК400 вызвал пусть осторожный, но всё же интерес со стороны представителей спецназа, которые смогли примериться к неожиданной новинке.
РПК400. Фото автора
В 2016 году на форуме «Армия» пулемёт, претерпев незначительные изменения, представили широкой публике как РПК-16. Как заявляет производитель, РПК-16 — не что иное как глубокая модернизация РПК74 и его адаптация к современным требованиям. Действительно, всё новые и успешные решения, применённые в ижевском автомате АК-12, прижились и на ручном пулемёте. Это и регулируемый приклад, и цевьё с планками Пикатинни, и эргономические органы управления огнём.
В основе РПК-16 лежит ствольная коробка от РПК74. Ствол пулемёта имеет два варианта: лёгкий длиной 370 мм и тяжёлый длиной 550 мм. Длинный ствол весит чуть более 1 кг и изготавливается из стали марки 38МХА в Вятских Полянах. Нарезы ствола — полигональные правосторонние с шагом 195 мм. Ещё одной особенностью системы является новый барабанный магазин на 96 патронов, претендующий на звание самого ёмкого серийного отечественного магазина.
РПК-16 на форуме «Армия-2016».
Изначально предполагалось участие ижевского изделия в ОКР «Токарь-2». Однако, как и с автоматной историей, было решено идти своим путём и самим диктовать условия. Ленточное питание на РПК-16 так и не появилось.
Зато «Калашникову» удалось убедить Минобороны РФ провести опытно-войсковую эксплуатацию своего изделия в 2019 году в надежде получить госзаказ на поставку пулемётов в армию. На базе РПК-16 в 2018 году была представлена ещё одна ижевская новинка — автомат АК-308 под винтовочный патрон 7,62×51 мм. Таким образом, менее чем за десятилетие конструкторы смогли вдохнуть жизнь в постепенно умиравший вид отечественного оружия.