Это дело обещает поставить печальные рекорды сразу по нескольким показателям: количество пострадавших, количество фигурантов, возраст подсудимых и т. д.
Следователи называют таких преступников «отверточниками», сами они именовали себя «Формат 88». Именно так они молодые люди и назвали свое сообщество «ВКонтакте». (А именно через эту социальную сеть и происходило знакомство участников организованного преступного сообщества, и именно там они отчитывались о своих действиях). Своей целью «Формат 88» провозгласил очищение столицы и ее окрестностей от иноземцев и «прочих ненужных людей». Как сказал один из подсудимых, несовершеннолетний Лихачев, он не считал себя нацистом, но испытывал неприязнь к «некоторым гражданам неславянской национальности, которые приезжают в Россию совершать преступления».
Лихачев — не единственный несовершеннолетний, проходящий по этому делу. Вообще в размашистом «наведении справедливости» участвовали в основном подростки. А самому старшему из проходящих по делу, Соколову А., 23 года, и он уже успел побывать в местах лишения свободы.
В ближайшем будущем следователи объявят об окончании дела и ознакомят обвиняемых и защитников со многими томами материалов. В настоящее же время даже не разглашается точное количество подследственных и задержанных — но известно, что их число приближается к двум десяткам. Также разнится информация о совершенных этой бандой преступлениях — в настоящее время сообщество «Формат 88» заблокировано.
Хотя подследственные дружно говорят о раскаянии и сотрудничают со следствием, очевидно, что преступность своих действий они в полной мере не осознают сейчас и не осознавали во время совершения преступлений. Скорее, гордились и бравировали своими похождениями.
Любопытно, что это дело почти под копирку повторяет историю «Формата 18» с почти легендарным лидером «Тесаком» (Максимом Марцинкевичем), и множество других дел о преступлениях «по 282».
Молодежь самоорганизуется — как правило, через Интернет, и устраивает «рейды». Последние лет десять уже никому не надо объяснять, что такое «операция белый вагон», что означают цифры «18» и «88» и т. д. Абсолютно субкультурные и маргинальные слова и понятия вошли в общеупотребимый лексикон.
Однако «молодежь формата Хайль Гитлер» уже оставила свой уникальный след в информационном пространстве — самым заметным эпизодом их деятельности стало не нападение на лиц с неправильной внешностью, а сожжение Корана. Разумеется, под видеозапись и с последующим размещением в Интернете.
Также в показаниях подследственных есть упоминания о том, что как минимум одну свою жертву «среднеазиатской национальности» они заставляли «отречься от Аллаха» — тоже под видеозапись.
Банда «Формат 88» — безусловные упыри и преступники. Однако то, что год за годом уже на протяжении двух десятилетий появляются молодежь, которая искренне считает, что, нападая на непохожих на них людей, они творят большое и доброе дело — уже само по себе диагноз обществу.
«Фигуранты этого дела „сфокусировали проблему“ — что-то неладное происходит в отношениях ислама и большинства россиян», — уверена сопредседатель Первого русского правозащитного центра, адвокат Оксана Михалкина, представляющая интересы одного из несовершеннолетних членов банды.
На исламских российских ресурсах активно обсуждали сожжение Корана. Мусульмане отреагировали на удивление оперативно: в общий доступ выкладывались адреса и телефоны участников действа, с предложениями устроить такие же показательные наказания. Однако духовные лидеры российской уммы призывали не множить зло — судя по всему, их призывы были услышаны. Или же исламские мстители не спешили давать отчеты о «ответных рейдах» интернет-сообществу.