Авто Технологии

В Москве открывается первая вертолетная площадка массового пользования. Кто, куда и на чем будет летать?

18 1139

Ka-32 © © Дмитрий Балашов/Ridus.ru

В Москве на этой неделе открывается шестая международная вертолетная выставка ХелиРаша-2013. В преддверии этого события новостные ленты информагентств запестрели новостями, так или иначе связанными с этой темой. По сути, главным, пока еще не состоявшимся событием, можно назвать открытие первого в России хелипорта для гражданских вертолетов. 

Впрочем, здесь устроители выставки несколько лукавят. Да, специализированных площадок для гражданских вертолетов «массового» назначения в новой России пока не было. Однако, в эпоху СССР практически каждый небольшой аэропорт межобластного значения наравне с «кукурузниками» принимал и отправлял МИ-8 в соседние города, причем не только в жестких условиях крайнего Севера, где и дорог-то толком нет, но и в центральных регионах России. Например, из Змеево Тверской области можно было минут за 40 долететь до аэропорта Внуково. С развалом страны большая часть маленьких региональных аэропортов благополучно превратилась в пустыри, а полеты на гражданских винтокрылых машинах, за исключением аэроэкскурсий, могли себе позволить лишь олигархи и крупные чиновники. Причин для этого было много: отсутствие финансирования, сгнившая инфраструктура, «закрытое» законодательством небо.

«Еще три года назад одна компания планировала открыть в Москве службу аэротакси, - рассказал «Ридусу» эксперт по легким вертолетам Дмитрий Родин. - Идея состояла в том, чтобы в условиях жутких столичных пробок дать людям возможность быстро перебраться из одного аэропорта в другой. Помимо этого инвесторы планировали организовать десяток вертолетных площадок по периметру МКАД возле станций метро. Они должны были сыграть роль своего рода пересадочных узлов". Привязка к московской кольцевой возникла не по прихоти авторов проекта. Небо над Москвой тогда было закрыто для всех вертолетов, кроме ведомственных. Сегодня воздушное пространство над белокаменной открыли, но... не на высоте аэротакси».

К слову сказать, помимо первого столичного хелипорта, что откроет свои двери уже 17 мая, в течение этого года внутри Московской кольцевой дороги планируется подготовить еще несколько вертолетных площадок для гражданского сектора, однако куда именно будут летать оттуда вертолеты ввиду "закрытого неба" над Москвой, пока не ясно...

Вторым ньюзбрейком стал анонс нового скоростного геликоптера, разрабатываемого для нужд Минообороны. Детали замысла пока военная тайна. Разработчики даже не говорят, по какой схеме они скомпонуют машину: будет ли это конвертоплан, классический, соосный или реактивный вертолет. Однако уже можно сказать, что он понадобился в связи с изменением концепции ведения боевых действий. По всей видимости, «гоночный» вертолет будет использоваться для высадки десанта силами спецназначения, которые сегодня формируются в нашей армии по американскому образцу. Первые летные испытания разработчики собираются провести уже через 5 лет.

Тем не менее, не все выходит гладко с уже имеющимися машинами. Так, «Вертолеты России» временно приостановили работу над самым маневренным в мире легким вертолетом МИ34С1. Эта машина не только опережает мировые аналоги в сфере обучения пилотов, но также может оказаться самым доступным вертолетом для всех видов мониторинга и работ санавиации, МЧС и МВД.

Для развития этого проекта необходим инвестор, - поделился деталями источник в "Вертолетах России". - На государственные деньги такой замысел реализовать очень сложно, поэтому и проект заморозили. Сейчас ведутся активные поиски людей, готовых вложиться в производство МИ-34. Интерес к “Черному принцу” очень серьезный, так что есть надежды, что в ближайшем будущем этот вертолет будет летать не только на испытательных базах».

МИ-34С1 - единственный в мире вертолет легкого класса, способный выполнять все фигуры высшего пилотажа. Первые версии геликоптера разрабатывались по заказу ДОСААФ для обучения пилотов. Затем, как известно, обстоятельства изменились, и обществу добровольного содействия летательные аппарата так и не понадобились. Об этих "невеличках" вспомнили уже в условиях свободного рынка. Дело в том, что вертолеты такого класса в СССР никогда не производились. Даже МИ-2 - и те собирали в Польше. Главными игроками на этом сегменте были американские и европейские производители. Схожий по основным ТТХ МИ34С1 мог бы им составить серьезную конкуренцию, и дело тут не только в цене. "Многие спрашивают, зачем пассажирскому вертолету такая маневренность? Не будет же пилот во время полета с парой "випов" из точки "а" в точку "б" крутить бочки и мертвые петли? - поделился своей точкой зрения летчик-испытатель 1 класса Сергей Барков. - Дело в том, что возможность выполнения фигур высшего пилотажа - это своего рода запас прочности. При возникновении внештатной ситуации летчик всегда сможет вывести эту машину из пике, не подвергая жизнь пассажиров опасности».

Еще интереснее происходят дела с многоцелевым вертолетом КА-32-11ВС. В мире эта машина давно считается лучшей для борьбы с огненной стихией. Из-за небольшого диаметра винтов, Ка-32 меньше раздувает огонь при зависании и может подлететь вплотную к зданиям. Кроме того, грузоподъемность нашего "огнеборца" в 2,5 раза выше, чем у аналогичных импортных машин. В Испании, Португалии, Южной Корее и Бразилии количество таких вертолетов уже переваливает за сотню.

«Это единственный российский геликоптер, прошедший международную сертификацию EASA, - рассказал нам генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Дмитрий Петров. - Она позволяет машине находиться и эксплуатироваться по авиационным правилам в той стране, в которой он сертифицирован».

В знойное лето 2010-го шестнадцать таких вертолетов барражировали над Пиренеями, весьма успешно справляясь с очагами возгорания. Около 70 камовских "пожарных" трудятся в Корее. В нашей же стране таких вертолетов... менее десятка. Это если считать вместе с медицинскими и транспортными версиями. В чем причина отсутствия у МЧС интереса к пожарным КА-32 пока не очень понятно, ведь медицинских вариантов этого вертолета они заказали достаточно.

К 15 июля премьер-министр Дмитрий Медведев должен пересмотреть программу развития авиации до 2015 года, такую задачу поставил ему президент. Хочется верить, что это поможет отечественным машинам завоевать свое место под солнцем не только за рубежом, но и в российском небе.

Ка-32 © © Дмитрий Балашов/Ridus.ru

Ка32-медицинский © Дмитрий Балашов/Ridus.ru

Ми34с1-1 © Дмитрий Балашов/Ridus.ru

Ми34с1-2 © "Вертолеты России"

Ми34с1-3  © "Вертолеты России"

Ми34с1-4  © "Вертолеты России"

Сергей Барков в Ми34с1  © "Вертолеты России"