Несколько десятков человек лишились денег, пытаясь купить квартиру в Москве. Люди поверили рекламе жилищного кооператива (ЖК) «Простое решение» с участием депутата Даниловского муниципального округа Сергея Рублева. Народный избранник занимается проблемами обманутых дольщиков, и будущие покупатели решили, что «уж он-то точно не обманет». Об этом «Ридусу» рассказали сами пострадавшие пайщики.
«Меня зовут Сергей Рублев. Так получилось, что я являюсь депутатом Даниловского района и по совместительству председателем потребительского общества „Простое решение“, — произносит депутат в одном из видеороликов. — Соответственно, на стыке этих двух моих занятий и родилось такое интересное предложение, которое я готов презентовать».
Рублев напоминает, что работает с обманутыми дольщиками и не понаслышке знает о проблемных стройках Москвы и Подмосковья. Затем предлагает купить с помощью кооператива квартиру-студию — удобный и бюджетный вариант. По его словам, «Простое решение» помогает даже тем, кто не смог получить ипотеку в банке.
«Проехался по нищим, сирым и убогим»
Татьяна Шпагина живет в Подмосковье и воспитывает особенную дочь — с синдромом Дауна. Полтора года назад девочка окончила школу и собиралась поступать в московский колледж, но без столичной прописки ее не принимали. В июле 2017 года Татьяна увидела на «Авито» объявление одной из пайщиц «Простого решения». По телефону та рассказала ей о кооперативе и дала контакты менеджера.
Сотрудники «Простого решения» предложили семье внести половину суммы и заселяться. Пообещали, что новый, 2018 год Татьяна с дочерью встретят в новой квартире. Оставшуюся часть можно было выплачивать в течение двух лет по льготной ставке — 2% годовых в связи с инвалидностью дочери.
С июля 2017-го Татьяна начала вносить платежи. Ей выдавали квитанции, подписанные Сергеем Рублевым, который, по ее словам, числился и председателем кооператива, и главным бухгалтером. А в декабре в кооперативе заявили, что срок сдачи перенесли. Шпагина продолжала исправно платить до мая 2018 года, но позже поняла, что ее обманули.
Татьяна Шпагина
Татьяна уверяет, что всего пострадали, по разным данным, от 70 до 80 человек — итого они отдали фирме около 40 миллионов. Сейчас на счету «Простого решения» — только 3 миллиона. А Сергей Рублев вышел из состава кооператива.
Лично моих денег в этой истории — миллион. Есть те, у кого два миллиона. Мы обращались в прокуратуру и ОБЭП, но уголовное дело не открывают, и по гражданским судам никто ничего не может добиться. Все юристы в один голос говорят: «Денег вы не вернете». А депутат благополучно продолжает работать, ведет свои приемы в офисе на улице Автозаводской, и, кстати, специализация его — работа с обманутыми дольщиками, — говорит пайщица.Шпагина подчеркивает: большинство членов кооператива — социально незащищенные люди. Некоторые из них переехали из других городов, продали квартиру на родине, чтобы купить жилье в столице, а сейчас остались и без денег, и без крыши над головой.
«Так что господин депутат очень хорошо проехался по нищим, сирым и убогим», — считает участница «Простого решения».
«Подумали, надежный человек»
Москвичка Ирина Колзунова хотела купить квартиру для сына. В сентябре 2017 года увидела в газете объявление о продаже подходящей студии у метро «Саларьево». Договорилась с автором объявления о просмотре.
«Женщина, которая показывала нам квартиру, сказала, что для того чтобы эту студию взять, надо вступить в кооператив. Сказала, что занимается этим депутат Рублев, что он еще с обманутыми дольщиками работает. Обещали, что уже в декабре, возможно, даже будет сделка», — рассказала она «Ридусу».
Колзуновы отдали кооперативу 900 тысяч рублей. «Почему мы еще купились? Мы посмотрели ролик с Рублевым, нам показалось, что надежный человек. Ну и нам говорили, мол, депутат от Даниловского района, занимается обманутыми дольщиками, уж он-то точно не обманет», — вспоминает Ирина.
Пайщики получали квитанции, подписанные Рублевым
В декабре неожиданно выяснилось, что сделка не состоится, — якобы владелец отказался продавать квартиру. Пайщикам предложили другой вариант — большой частный дом в поселке Первомайское, его планировалось разделить на студии. Но и с ним дело затянулось.
«Сначала нам говорили, что котельную в доме не могут сделать, потом — что дом переоформляют с Московской области на Москву. В апреле я решила выйти из кооператива, написала заявление, встретилась с Рублевым. Он мне говорит: „Давайте я вам каждый месяц буду по 100 тысяч рублей выплачивать“. Я согласилась, хотя, конечно, это было неудобно — отдавала-то я сразу всю сумму», — объяснила Колзунова.
Частный дом в поселке Первомайское планировалось разделить на студии
Но своих денег Ирина так и не увидела — по ее словам, после этого депутат перестал отвечать на звонки и СМС.
«Уже где-то в июле я до него все-таки дозвонилась. Он сказал: „А вы знаете, что ваши средства не дошли до кооператива? Вы кому отдавали?“ Якобы моих денег внесено всего 55 тысяч, а не 900. И так у половины пайщиков», — рассказывает она.
Колзунова утверждает, что передавала деньги менеджеру Ольге Лядовой, а та, в свою очередь, — председателю правления кооператива Зинаиде Петросян. У кого в итоге оказались средства, выяснить не удалось.
«Рублев говорит, что Петросян деньги не отдает, Петросян — что все деньги у него», — сетует пайщица.
«Через два месяца все хорошо заработаем»
Жительнице Красноярска, 71-летней Людмиле Шестопал, требовались деньги на лечение сына Максима. 13 лет назад мужчина поднял в тренажерном зале штангу и… получил инсульт. Как оказалось, стенки кровеносных сосудов у него очень тонкие и такой спорт ему противопоказан.
Людмила Шестопал
«Он целый месяц лежал в коме. Потом оперировали, сшивали сосуд. Полгода лежали в платном центре, восстанавливались, он никого не узнавал, не вставал, не говорил. Мы начинали со звука „о“, потом „а“, потом „у“, учились ходить, делали массаж. 65 тысяч рублей в месяц платили этому центру», — вспоминает Людмила.
Сейчас Максиму 40 лет, он ходит, но сильно хромает, и плохо запоминает информацию. «Пойдет в магазин — потом звонит, спрашивает, что купить. Я ему — так я же тебе говорила. Или, например, рассказывает что-то — и слово забудет. Я ему говорю — меняй на другое», — поделилась Шестопал.
Максим на реабилитации
Женщина хотела отправить сына на реабилитацию в Германию, на это требовались деньги. В интернете она увидела пост некоей Надежды Лад (настоящая фамилия — Ладанова). Она говорила, что состоит в кооперативе «Простое решение», собирается купить с его помощью квартиру в Москве, а через два месяца продать ее дороже.
«Она искала людей, которые ей на квартиру деньги перечислят. Говорила, что будет нашим представителем, а через два месяца мы все хорошо заработаем. Я перевела ей 400 тысяч», — рассказала пострадавшая жительница Красноярска.
Шестопал переписывалась с председателем кооператива Рублевым. Он присылал ей фотографии квартир. Остановились на варианте у метро «Саларьево», но с ним что-то не срослось. Позже Рублев предложил студию у «Румянцево».
«Потом я стала возмущаться, почему денег нет. Он говорит — решайте это с Надеждой Ладановой. Напишите мне письмо, как все у вас было. Я написала, отправила ему и на электронку, и на домашний адрес. Ответа не было», — объясняет женщина.
Людмила обратилась в полицию в Красноярске, они переслали заявление в Москву. Из Москвы пришел отказ в возбуждении уголовного дела, так как Шестопал не являлась участницей кооператива.
Надежда Ладанова не ответила на вопросы «Ридуса».
«Это две разные категории: дольщики, пайщики»
Сергей Рублев в разговоре с «Ридусом» заявил, что вышел из состава кооператива. Вначале он высказал мнение, что пайщики не получили жилье, потому что перестали вносить деньги, позже предположил, что среди сотрудников кооператива «завелась группа мошенников».
«Ридус»: Пайщики кооператива «Простое решение» рассказали, что вложили средства в жилье, но не получили его, и деньги тоже не могут вернуть. По их словам, вы председатель кооператива.
С. Р.: Я не председатель. Выписку сделайте из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц. — Прим. «Ридуса»).
Но вы какое-то отношение к нему имеете?
— Нет.
На сайте кооператива вы рассказываете, как получить жилье без ипотеки.
— Это было давно. В том году.
Вы были сотрудником кооператива?
— В том году да.
А какая должность была?
— Там сложная модель управления. Там два председателя.
Что все-таки произошло? Почему люди не получили жилье?
— Ну как не получили? Получили. Порядка 15 человек получило. Вам они, наверно, не пишут. Пишут те, кто не получили.
А сколько человек не получили? Пайщики говорят, 70—80 человек.
— Не соответствует действительности. Меньшее количество.
А сколько тогда?
— Не могу вам сказать, не знаю сколько. Там ведется деятельность без меня, сами что-то выбирают, мной прикрываются. Я там не работаю и не имею никакого отношения к этому.
Получилось, что кооператив обманул пайщиков?
— В смысле обманул пайщиков? Там есть целый график, как должны оплачивать. Есть квартиры, есть показы. Вы эти документы изучите. Люди не оплачивают ничего. Насколько я знаю, за 18-й год никто не платил ничего.
А почему вы вышли из состава кооператива?
— К сожалению, не могу сказать. Я сделал выписку (из ЕГРЮЛ. — Прим. «Ридуса») в том году и увидел, что меня нет в составе кооператива. Я считаю, что там группа мошенников завелась.
Пайщики говорят, что вы как раз занимаетесь проблемами обманутых дольщиков?
— Ну, а это какое отношение имеет к кооперативу? Это совсем другое — дольщики, пайщики. Это две разные категории.
Нынешний председатель правления ЖК Зинаида Петросян утверждает, что не в курсе, куда делись деньги кооператива.
Я недавно приступила к обязанностям, но документы мне предыдущие господа не сдают, поэтому я ничего не могу вам сказать. Я сама хотела бы все узнать, мне самой интересно, поэтому я ничем не могу вам помочь. Мы обратились к адвокатам, юристам. Может быть, они помогут. [Вера] Лиман, Рублев — их там двое. Один — председатель совета, другой — председатель правления. И вот они вдвоем так красиво там жили, — отметила она.17 пострадавших пайщиков написали заявление в прокуратуру и Отдел по противодействию экономическим преступлениям. Материалы передали в Следственное управление по Юго-Западному административному округу, но дело пока так и не возбудили.
4 февраля пайщики ходили к Рублеву на прием. Он повторил, что вышел из состава кооператива, и рассказал, что, по его информации, бывшие сотрудники кооператива — Лиман, Ладанова и Петросян —организовали потребительское общество «Простое решение». Пострадавшие уверены, что они продолжают привлекать в компанию людей, обещая дешевые квартиры.