При этом мы должны держать в уме, что США сегодня — наш враг. Экономический. Потому что санкционная война идет второй год, и конца ей не видно.
Скорее всего, подробности предложений нам не расскажут, хотя Сергей Лавров темы обозначил: Сирия и Украина.
«Я полностью согласен с заявленной вами повесткой, и она совпадает с тем, что мы ранее обсуждали, — поддакнул Джон Керри. — Думаю, сегодня для нас важный день с точки зрения возможности достижения прогресса. Ранее президент Путин и президент Обама ясно заявили, что они хотят найти выход по разрешению кризиса в Сирии и на Украине. Конечно, существуют разногласия между нашими странами, но, несмотря на них, мы показали, что можем эффективно работать и сотрудничать. — И оптимистично закончил: — Миру нужно, чтобы две державы нашли точки соприкосновения».
Со временем по косвенным признакам мы, вероятно, сможем догадаться, какое конкретно послание передал своему коллеге Барак Обама и почему нельзя было этого сделать по телефону. Но только в том случае, если предложения будут приняты. Если нет, то тайна визита госсекретаря раскрыта не будет.
Однако ничто не мешает нам попробовать сообразить, что привело в Москву Джона Керри.
Нетрудно предположить, что речь пойдет об обмене Украины на Сирию. То есть, мы уходим с Ближнего Востока, а американцы — с наших рубежей.
Такое вполне возможно, поскольку после визита вице-президента Джозефа Байдена в Киев стало очевидно, что вороватый режим Петра Порошенко не в состоянии выполнить поставленных перед ним задач. Бесплатно украинская элита не работает, а денег на свое содержание требует слишком много. Кроме того, как только Крым стал российским, геополитическая ценность Украины практически исчезла.
В то же время присутствие России в Сирии заметно испортило настроение американцам. Им приходится договариваться, что предполагает уступки, на которые идти желания нет. А уступки серьезные: контролировать ресурсы Ближнего Востока должен только Вашингтон, лишние игроки там не нужны.
При этом совершенно очевидно, что в обоих регионах у нас козырей больше, чем у американцев. На Украине мы спокойно выжидаем, когда им надоест устанавливать подпорки под обреченный режим (уже надоело, просто надо оттуда уходить без потери лица). В Сирии мы укрепили свое военное присутствие настолько, что выдавить нас оттуда невозможно.
Значит, чтобы Владимир Путин не то что принял, но хотя бы заинтересовался предложениями Барака Обамы, госсекретарь должен предложить что-то совершенно неожиданное.
Полагаю, набор будет таким.
Другими словами, вернуть отношения к «докрымскому» уровню.
Честно говоря, такого рода предложения должного впечатления не производят. Но больше в арсенале у США, по большому счету, ничего нет.
Без санкций и тотального давления по всем фронтам жить, конечно, легче. Но к санкциям мы уже начинаем привыкать, а открытое, без подвохов и ложных ожиданий противостояние с глобальным противником выглядит честнее и естественнее.
Безусловно, в Кремле прекрасно понимают, что никаких соглашений при этом подписано не будет, поэтому следующий президент США легко дезавуирует все, о чем бы могли договориться Барак Обама и Владимир Путин. Но мне все же любопытно, какие гарантии Вашингтон готов предоставить Москве.
Жаль, что мы об этом вряд ли узнаем, правда?