Политика Путешествия

В питерской школе семиклассники-азербайджанцы напали на одноклассника

7 4335

Кадры одного из нашумевших видеороликов шокировали Петербург: 17-летний уроженец Дагестана и 15-летний гражданин Узбекистана под объективом заставляли школьника, стоя на коленях, произносить слова, унижающие достоинство русского народа. А вот случай в Невском районе может стать «глухарем», несмотря на всю дикость случившегося.

Школа № 334 Невского района — самая рядовая. В ней учатся дети обыкновенных петербуржцев. О том, что произошло здесь 3 октября накануне Дня учителя, «МК» в Питере» поведали Марина и Дмитрий — родители Михаила, семиклассника 334-й школы. Их сын был избит одноклассниками прямо во время урока истории.

— На шестом, последнем уроке подростки писали самостоятельную работу, и тут к Мише повернулся мальчик Бахрам (имя изменено. — Ред.) со словами «дай списать», — описывает Марина картину происшествия, сложившуюся у нее со слов сына, учителя и одноклассников, присутствовавших на злополучном уроке. — Миша вежливо отказал. В этот момент Бахрам встал из-за парты, подошел к нему и ударил!

Заметим, все произошло в присутствии учителя. Но дальше — больше.

— На подмогу Бахраму тут же подскочили трое его земляков и еще один мальчик, русский, как я поняла, их друг, — продолжает Марина. — И вот, вчетвером, они накинулись на Мишу и принялись избивать!

Миша успел снять очки, чтобы их не разбили, и закрывался от ударов. Учительница истории, по словам Марины, не сразу пришла на помощь ее сыну, как и порядка тридцати одноклассников. Уже потом, получив многочисленные травмы и ушибы, Миша рассказывал: «Мама, главное — я выстоял!» Имея в виду, что не позволил себе упасть на пол и быть забитым в лежачем положении.

— Только один одноклассник осмелился влезть в эту драку и попытаться разнять ее. После этого, кажется, и учительница вышла из ступора и вмешалась, — продолжает Марина. — А что дальше? Сын не пришел домой вовремя. Я позвонила ему на мобильный: «Где ты?» В ответ — тишина. Потом он кое-как сказал, что его избили и что он не хочет об этом говорить.

Мать с отцом немедленно поехали в школу и нашли своего 13-летнего сына на 4-м этаже в мужском туалете. Там подросток прятался от обидчиков. Никто из очевидцев драки не проявил видимого участия к мальчику. Никто не вызвал врача, не предложил ребенку хотя бы приложить лед к его ушибам. Казалось, про него все забыли. В то время, когда испуганный Миша прятался в туалете, весь 7-й класс, в том числе Бахрам и его команда, спокойно сидели на «классном часе». А классному руководителю сказали, что Миша не смог прийти. Дети все как один — промолчали. Никто из них — то ли из страха, то из равнодушия — не рассказал, что мальчика избили.

— Мы сразу пошли в учительскую, — говорит Дмитрий, отец мальчика. — Там были завуч, дежурный учитель, затем вызвали классную руководительницу Миши, ту самую учительницу истории, Бахрама и его товарищей, а также мальчика, который разнял драку.

На этом стихийном собрании, по словам родителей, их удивило, как уверенно и развязно вел себя Бахрам.

— Все написали объяснительные записки. Нам зачитали их вслух. Двое уроженцев Азербайджана сразу признались в избиении. Они заявили, что, дескать, били Мишу, потому что он отказался им помочь. А другие пошли в отказ, — продолжает Марина. — Но учительница истории их приструнила: сказала что-то вроде «что вы врете, я же сама все видела». В конце концов они тоже признались, что участвовали в драке, а точнее заявили, что всего лишь «помогали» Бахраму. Помогали в чем — избивать? Этот вопрос остался без ответа.

Оставив школу, родители повезли ребенка в травмпункт.

— В это время мне начали на мобильный телефон звонить родители этих одноклассников, как я поняла, кто-то из Баку, кто-то из Петербурга. Извинялись, говорили, дескать, не придавайте этому слишком большого значения, это «детские шалости», — говорит мама Михаила.

Но «не придавать значения» было затруднительно — медики зафиксировали у Миши сотрясение головного мозга, многочисленные гематомы и ушибы.

В самой 334-й школе «МК» в Питере» заявили, что в школе идет «разбирательство», им занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Между тем телефонограмма из травмпункта отправилась в районную полицию. Уже вечером родителям Миши позвонила инспектор по делам несовершеннолетних. Грядет разбирательство. Да только максимум, к чему оно приведет, — несовершеннолетних обидчиков поставят «на учет». Чем же Миша так не угодил своим воинственным одноклассникам?

Видимо тем, что он - шахматист, хорист и пацифист. Михаил совсем недавно пришел в этот 7-й класс. До рокового урока истории он проучился в новой школе всего месяц.

— Сама школа была ему знакома — он ходил туда в шахматный кружок. В первый день он вернулся из школы в восторге, класс ему понравился, — рассказывает Дмитрий. — Сын записался в секцию волейбола, в бассейн. Учитель литературы позвала его в театральный кружок. Миша стал петь в хоре. Ко Дню учителя был запланирован концерт, где сын должен был солировать перед учителями всего Невского района. Он готовил стихи, чтобы их декламировать. Но случилось это избиение, и теперь Миша на больничном.

Шахматист и хорист, видимо, чем-то не приглянулся Бахраму и его друзьям. А может быть, его традиционно задирали только потому, что он — новенький в классе. То плюнут в спину комочками бумаги на уроке, то на ногу наступят — через эти «шалости» проходили многие новенькие. Миша не реагировал. Родители говорят, что учили его «быть выше этого». Но постепенно издевки становились злее и обиднее.

— Например, Бахрам, как он потом признался, стащил его спортивную форму, напихал туда мусор и подкинул обратно с запиской: «Ты лох… (далее следовало матерное слово) тебе конец». А мы его научили — все говорить учителю. Он и показал ей записку. На другой день Бахрам при всех обозвал Мишу «стукачом», — говорит Марина.

Последней каплей в этой «травле» стала драка на уроке.

— Мне кажется, обидчики скоро поняли, что Миша не дает сдачи и его можно сделать этаким «мальчиком для битья», — вздыхает мать.

У Миши, по словам родителей, есть одна «проблема»: он не хочет бить людей. Это позиция не слабака и тихони — а пацифиста. Юноша долгое время ходил на ушу, но, когда начались спарринги, ушел. Сказал: «Мама, я не могу ударить человека».

Родители оказались в сложной ситуации: с одной стороны, хорошо, что воспитали сына интеллигентным юношей, а с другой — школы Петербурга, судя по всему, кишат насилием — и со стороны «своих», и со стороны «приезжих» учеников.

Дело в том, что до 334-й Миша учился в соседней школе того же Невского района.

— Там его тоже задирали мальчики. Была драка с парнем, уроженцем Кабардино-Балкарии, после нее Миша попал в 5-ю городскую больницу. Но тогда мы пожалели обидчика и не стали раздувать скандал, — признается Марина.

Когда слушаешь родителей, становится жутковато. Они собирают сына в школу, словно не на уроки, а в школу выживания. Так, мама с папой научили Мишу первому правилу — снимать очки перед тем, как его начнут бить. Чтобы осколки не попадали в глаза и не нанесли серьезных увечий.

Родителей просили не придавать ситуации огласку, а особенно — не окрашивать ее в нетолерантные «национальные» краски.

— Долерантились уже… Поймите, если бы моего сына били одни русские, мне было бы так же обидно, — вздыхает Дмитрий.

— Я бы не возмущалась, если бы мой сын был драчуном, хулиганом… Если бы это было где-то на школьных задворках, один на один… Хотя и это для нас неприемлемо… Но драка во время урока, толпой на одного — это чересчур! — считает Марина.

Ни сам Миша, ни родители не знают, какие порядки царят в этом единственном 7-м классе школы. Может быть, это у них не впервые — драки на уроках? Но их удивляет, почему никто не шокирован самим фактом того, что ученики позволили себе устроить драку во время урока? Почему их просят публично не возмущаться? Почему и учителю, который видел драку, и остальным одноклассникам как будто бы все равно?

В советское время в школах уживались дети разных национальностей. И было уважение к учителю. Сейчас границы «можно» и «нельзя» стерты. И почему-то именно в российских школах. Сомнительно, что в Баку ученики ведут себя так же борзо и устраивают драки во время уроков. Страшно подумать, в кого превратятся те, для кого уже сегодня российская школа, а может, и сама Россия — не авторитет.

Психологи говорят, что, решая любую проблему, надо начинать с простого — публично признать, что она существует. Однако в школах, вероятно, уверены, что лучше всего «замалчивать» такие истории. Но у семиклассников сейчас тот самый пресловутый «переходный возраст». У них формируются взгляды на жизнь. А что им демонстрируют? Избиение одноклассника во время урока, наплевательское отношение к авторитету учителя. Молчать, не вмешиваться, не звать на помощь, когда на твоих глазах унижают твоего одноклассника и соотечественника! Вот чему учат сегодня в питерских школах?

Через 5–10 лет юные Бахрамы подрастут, и проблема выйдет совсем на другой уровень. А игры в «толерантность» тем временем продолжаются.

— Что делать? Мы не знаем... — вздыхает Дмитрий, отец Миши. — Мы же не можем без конца переводить сына из одной школы в другую в поисках безопасного образования.

От официальных комментариев в школе № 334 отказались. Там идет свое расследование. Но в частной беседе нам заявили, что не видят в ситуации национальной подоплеки, в отличие от родителей Мишы, которые акцентируют внимание на том, что одноклассники их сына — азербайджанцы, хотя они — граждане России. Что якобы весь класс как один говорит: Миша первый подошел к Бахраму, ударил его и даже сопроводил это действие матерным словом.

Также обратили внимание на то, что до прихода нового ученика никаких конфликтов в их дружном многонациональном классе не было. Да и вообще драка была не такой уж серьезной — якобы об этом говорит тот факт, что после небольшой стычки все ученики расселись по партам и спокойно продолжили урок.