Военное дело

В плену подводного дракона: что испытывают экипажи китайских подводных лодок

0 11158

Некоторое время назад мы подробно рассказывали о невообразимом пути становления китайского атомного подводного флота: за сравнительно короткий период китайские атомные подлодки (АПЛ) превратились из шумящих и фонящих корыт во вполне современное средство глобального стратегического сдерживания.

Сегодня предлагаем посмотреть на это чудесное преображение с несколько иной стороны, а именно — глазами китайских подводников.

Жизнь экипажей китайских АПЛ, как и многое в этой стране, покрыта завесой секретности, но главным парадоксом Поднебесной является то, что чем больше скрывается та или иная информация, тем с большим резонансом и подробностями в один прекрасный момент она выплёскивается наружу.

Всё тайное становится явным

Не так давно достоянием широкой мировой общественности стала информация об условиях жизни и службы китайских подводников, справедливо считающихся элитой Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Неназванные герои-моряки поделились ею с вездесущими американцами из Института морских исследований Китая Военно-морского колледжа США (CMSI).

Последних настолько заинтересовала данная тема, что они поспешили систематизировать информацию (разведчики — люди скрупулёзные) и даже выпустить целый доклад на тему тягот и лишений, испытываемых экипажами китайских подлодок.

В плену у дракона

У китайских моряков существует собственное название службы на подводных лодках: «гостить во дворце дракона». Однако, судя по содержанию доклада, несмотря на художественное название, ничего романтического и даже просто здорового в этой службе нет.

Китайские подводники давно в шутку называют свои лодки «дворцом дракона», ассоциируя их с дворцом Ао Гуана — мифического царя драконов на дне Восточного моря. Однако, как отмечают китайские подводники, жизнь в этом дворце далека от роскоши, хотя дефицита «драконов» не наблюдается.

Атомная ударная подводная лодка класса «Хань» ВМС Китая. © ru.wikipedia.org

В докладе CMSI говорится, что экипажи страдают от чрезмерного шума, плохого освещения и плохого качества воздуха. Консервы настолько безвкусны, что у некоторых моряков развиваются расстройства пищевого поведения.

«Служба на борту подводных лодок НОАК стоит членам экипажа здоровья», — говорится в отчёте CMSI. Например, различные исследования за последние два десятилетия выявили многочисленные заболевания, включая язвы во рту и боли в спине.

«В 2018 году исследователи из нескольких институтов и госпиталей НОАК, проводившие исследования на базе подводных лодок, обнаружили, что подводники подвержены заболеваниям поясницы и опорно-двигательной системы в целом из-за ограниченных рабочих пространств, долгих часов в фиксированных или искривлённых положениях, а также постоянной вибрации. Результаты показали 33,81% случаев возникновения соответствующих заболеваний у офицеров и рядового состава», — говорится в отчёте CMSI.

Экипажи страдают от психологического воздействия постоянного шума и низкого качества воздуха, избежать которого невозможно во время длительных походов.

«Члены экипажа, работающие и живущие в плохом микроклимате подводной лодки, подвержены скуке, усталости, апатии и дискомфорту, что влияет на их психологическое состояние, когнитивные способности и эмоциональное благополучие. Эти проблемы ещё больше усугубляются вредными газами, магнитными полями, шумом, вибрациями и многими другими препятствиями для спокойного сна и комфорта», — отмечается в отчёте.

Уровень шума на борту подлодок, особенно дизельных, доходит до 90–130 децибел, что превышает установленный для китайских военнослужащих порог в 85–100 децибел. Экипажи подлодок жалуются на проблемы со зрением, возникающие из-за плохого освещения.

«Анализ объясняет эти жалобы плохим освещением, вызывающим зрительное напряжение, и теснотой помещений, вызывающей проблемы в цилиарных мышцах, которые регулируют изменения кривизны хрусталика глаза. Экипажи запросили больше освещения в отсеках и режимы освещения, которые могли бы обеспечить индикацию дня и ночи», — пишут специалисты CMSI.

Ждать помощи не от кого?

Положение подводников ухудшает низкое качество медицинской помощи во время длительных походов. Это объясняется плохой подготовкой медперсонала и отсутствием необходимого медицинского оборудования.

Всё это привело к тому, что китайские моряки-подводники чаще обращаются к традиционной китайской медицине.

Военные моряки большинства флотов мира традиционно выказывают недовольство по поводу еды. Достаточно вспомнить знаменитый фильм Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Даже экипажи подлодок ВМС США, которые, как принято считать, питаются лучше, чем моряки на надводных кораблях, а тем более в сухопутных частях, постоянно выражают недовольство по поводу качества еды.

Камбуз американской ракетной подводной лодки. © ru.wikipedia.org

В китайском подводном флоте ситуация с питанием экипажей на этом фоне выглядит просто катастрофической. На китайских подлодках обеспечение съедобной едой на протяжении нескольких месяцев плавания является неразрешимой проблемой. И это при том, что численность экипажей варьируются от 60 человек на дизельной лодке до 120 человек на АПЛ с баллистическими ракетами.

«Поскольку на подводных лодках запрещено готовить на открытом огне, консервы являются основным продуктом питания в течение многих дней и недель в дальних походах», — сообщает CMSI.

После того как плохое качество консервов в конечном итоге довело некоторых моряков до анорексии, экипажам стали давать больше свежей и замороженной еды. Но когда свежая еда заканчивается или вводятся меры по экономии электроэнергии, экипажи подводных лодок вынуждены переходить на стандартные сухие пайки.

Если завтра война?

Понятно, что эксперты CMSI рассуждают о тяжёлой службе китайских подводников не из человеческого сострадания. Их волнует главный вопрос: подрывают ли эти проблемы боевую эффективность 61 подводной лодки НОАК?

Хотя почти все эти подводные лодки являются обычными и не несут ядерных ракет, именно они могут оказаться едва ли не главным и наиболее эффективным оружием Пекина в случае его вторжения на Тайвань.