Кино

В поисках папы по всей тайге: чего ожидать от фильма «Чук и Гек: Большое приключение»

0 10661

«Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда» — Аркадий Гайдар подарил детской литературе немало душевных сюжетов и трогательных героев, на которых воспитано не одно поколение. Поэтому, когда киноделы вспоминают о таком литературном наследии, это, несомненно, привлекает много внимания. Кинокомпания «Вольга» и режиссер Александр Котт в преддверии праздничного сезона представят широкому зрителю картину «Чук и Гек: Большое приключение».

Сюжет фильма вращается вокруг двух братьев — десятилетнего пионера Гека и его младшего брата Чука, которые живут в шумной советской Москве. Их мама — певица, а папа — геолог, который отправился в экспедицию в поисках ценного для Союза металла. В один прекрасный день отец приглашает семейство погостить к нему на Север в преддверии Нового года. Но когда в один момент всё идёт кувырком, поездка за тысячи километров оборачивается невероятным приключением, которое запомнится героям на всю жизнь.

Что делать, если планы идут насмарку? Импровизировать!

Когда видишь надпись «Основано на рассказе», первая мысль — насколько сильно же создатели поменяли сюжет. Изменения здесь действительно присутствуют, и ярым поклонникам лучше быть к этому готовыми. Например, изменилась завязка и то, почему мама так и не получила важную телеграмму. Возрастной разрыв между братьями тоже увеличен, но оно и понятно: так удобнее показать это вечное соперничество между младшим и старшим. В целом фабула осталась нетронутой, но героям подкинули куда больше причин пуститься в опасные и невероятные приключения.

Советская атмосфера в фильме передана явно с любовью и в мельчайших деталях. Похоже, бюджет дал возможность не скупиться на костюмы и декорации: по ходу действия зритель окажется в самых разных локациях, которые для многих юных зрителей уже будут казаться историей. Но взрослые и самые взрослые наверняка смогут ощутить эту приятную ностальгию по временам, когда купить билет в кассе на ближайший поезд было самой настоящей удачей.

Дуэт юных актеров вызывает умиление, идеально вписываясь в концепцию советского детства.© «Вольга»

Забавно, конечно, наблюдать за тем, как героиня Юлии Снигирь перемещается по тайге в мороз в тоненьком пальто. Или видеть, как она бросается на поиски помощи в эту самую тайгу без ружья, зная, что там бродят медведи. В такие моменты главное — не схватиться за голову и отпустить желание цепляться к таким мелочам, иначе удовольствия от просмотра не получишь. Тем более что Чук и Гек то и дело влипают в такие истории, что поневоле понимаешь: что-то такое у каждого из нас в детстве точно было.

Скучать на сеансе было однозначно некогда. Действие (которое, естественно, не обходится без рассказчика) мечется между персонажами. В какой-то момент героям даже приходится разделиться, и каждому достается свое приключение. Фильм не тратит время на пустые предисловия, быстро погружая в основной сюжет, но затем начинает обрастать новыми идеями, которые Гайдара явно не посещали. Несомненно, это сделало фильм более зрелищным.

И как мама Чука и Гека только не промерзла напрочь в этом несчастном пальто?© «Вольга»

На некоторые сцены, кстати, стоило бы повесить табличку «Не повторять! Выполнено профессионалами!». Шутки шутками, а напомнить детям, что очень долгие прогулки на морозе могут выдержать только Чук и Гек (и то только в фильме), будет явно нелишним. Снимали его, кстати, в Пермской области, и, несмотря на морозы, актеры выдержали съемки с достоинством.

Актеры отыгрывают ровно то, что от них требуется. Юлия Снигирь воплощает строгую, но любящую и отважную маму, которая и медведя отпугнет, и в ночную тайгу уйдет без сомнений. Юрий Степанов — младший в начале казался совершенно невыразительным, но в итоге его Геку достается самый мощный моральный конфликт, который он вытягивает к концу на собственном обаянии. А вот Владимир Вдовиченков (папа Чука и Гека) появляется совсем ненадолго, поэтому сказать про него, в общем-то, и нечего.

Одним из главных сюжетных нововведений является фэнтези-составляющая, связанная с мечтами и снами самого юного героя истории — пятилетнего Чука в исполнении очаровательного кудряша Андрея Андреева, который своей улыбкой растопил все сердца в зале.

Андрей Андреев воплощает ту самую веру в чудеса, которая с возрастом куда-то пропадает. Но надежда, что она вернется, есть всегда.© «Вольга»

Здесь вам и отсылка к «Хозяйке Медной горы», и детские фантазии об оживающих игрушках, выступающих защитниками и помощниками Чука в его непростом деле. Местами взрослому зрителю такие вставки могут показаться надуманными, но разве мы в детстве не воображали мир таким? Следя за тем, с какими открытыми и чистыми глазами маленький герой смотрит на происходящее, понимаешь: именно такой взгляд и открывает человеку веру в чудеса. А они существуют.

Что же мы имеем в итоге? Добрую сказку с налётом ностальгии по советскому детству, в котором детей учили быть храбрыми, а взрослых — добрыми и понимающими. Что, однако, не мешало одним оставаться беспечными сорванцами, а другим — удерживаться от порицания. Приятно посмотреть на мир, где еще можно перемещаться на санях без смартфона, а в чемодане младшего брата — найти деревянный грузовик и синего зайца с барабаном. Современным детям одно только это покажется фантастическим, а взрослые в очередной раз вспомнят свое детство. И то, что маленькие дети очень редко их слушаются, а значит, надо перестраховываться.

Перед нами очень добрый и милый фильм о том, как важна семья, и, что бы ни случилось, каждый в ней будет друг за друга горой. О том, что ошибки совершаются, но на них учатся. И о том, что в Новый год возможны настоящие чудеса.

Оценка: семь из десяти.